Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 67 приобретению в библиотеках учебных заведений. Оно же ведало и учебными заведениями, ему подчинёнными. В учебном отношении вся империя делилась на 12 учебных округов. Вне округов оставались Восточная Сибирь, Туркестанский край и Приамурский край, где были свои главные инспектора. Смета министерства, утверждённая на 1916 г., определялась в сумме 4.820.981 руб. дохода и 195.623.813 руб. расхода (по неосуществлённому проекту сметы на 1917 г. расход определялся в 214.212.021 руб.). Россия по расходам на образование одного ученика (в шесть раз меньшим, чем уход за лошадью в Главном управлении государственного коннозаводства) уступала тогдашним аутсайдерам – Колумбии и Эквадору [см. 18, с. 98]. В начале XX в. система образования в России представляла собой, с точки зрения типов учебных заведений, чрезвычайно сложную и запутанную картину. Так, в ней только различных типов начальных учебных заведений насчитывалось до тридцати. Для сельской местности главнейшими были школы министерские, земские, церковно-приходские; из школ повышенного типа – двухклассные министерские (с 5- и 6-летним курсом), двухклассные церковные и высшие начальные (с 4-летним начальным курсом над 4-летним начальным училищем). В городах: городские начальные, городские приходские, церковно- приходские; повышенного типа – высшие начальные. Было ещё много типов школ для «инородцев». Система среднего образования была ещё сложней. Резко различались системы мужских и женских средних учебных заведений. Совместное обучение было допущено в виде исключения в некоторых коммерческих училищах. Эта система не имела связи с начальными школами и обслуживала различные общественные группы. Дворянство, более богатая буржуазия и часть интеллигенции пользовались лицеями, гимназиями, кадетскими корпусами. Для детей духовенства существовали духовные училища и духовные семинарии, а для девочек – женские епархиальные училища. Купечество открывало и свои средние школы – коммерческие училища. Для девочек были институты и семиклассные гимназии ведомства императрицы Марии, гимназии казённые, общественные, частные и министерства народного просвещения, коммерческие училища министерства торговли и промышленности. Все эти учебные заведения содержались на суммы из самых различных источников. Связь средних учебных заведений с высшими была также различна. Правом непосредственного перехода в университет пользовались только окончившие мужскую гимназию или сдавшие при ней экзамен на аттестат зрелости. В высшие технические и другие специальные училища принимались по конкурсному экзамену из средних учебных заведений всех типов, но только мужских. Доступ на высшие женские курсы был обусловлен конкурсом аттестатов. Содержались они за счёт платы за обучение, кроме женских медицинского и педагогического института. Для подготовки учителей в России в 1916 г. существовало 189 учительских семинарий и учительских школ; из них огромное большинство были мужскими казёнными учебными заведениями. Учителей для высших

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=