Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 66 Рассматривая связку «образование – революции», исследователи приводят аргументы в защиту различных утверждений: 1) состояние образования – один из импульсов революций; 2) образование дистанцируется от революций; 3) образование, в силу своей консервативности, против революций. Период, непосредственно предшествовавший 1917 г., свидетельствует о крайнем обострении всех социально-экономических и политических противоречий внутри страны и на международной арене. Развитие капитализма в России создавало объективные предпосылки для расширения сферы образования. Росло чувство неудовлетворённости школой и стремление к её переустройству. Рост промышленности и общественный подъём порождали деятельность различного рода комитетов, обществ, комиссий по народному образованию. В это время выходили десятки новых педагогических журналов, созывались многочисленные съезды педагогов и методистов. Неуклонно росло количество учебных заведений и число учащихся в них. «К началу первой мировой войны в общеобразовательных школах страны всех типов обучались 9 миллионов 656 тысяч человек. Но из них 9 миллионов 31 тысяча были учениками первых – четвёртых классов и всего лишь 100 тысяч обучались в старших классах средней школы. Таким образом, подавляющее большинство – 94% – составили учащиеся начальной, или так называемой народной школы» [5, с. 169]. В 1913 г. в статье «К вопросу о политике Министерства народного просвещения» В И. Ленин, анализируя официальный, правительственный «Ежегодник России», приводит данные о состоянии грамотности населения: в России среди граждан старше 9 лет всего 27% грамотных; и при этом в стране около четырёх пятых детей школьного возраста не учатся [10, с. 329-330]. В современном учебнике А. Н. Джуринского «История педагогики и образования» допущена ошибка: утверждается, что «несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже XIX-XX вв. оставалась неграмотной (27%)» [3, с. 453]. Перед 1917 г. образование находилось главным образом в ведении трёх ведомств: министерства народного просвещения, ведомства православного исповедания и ведомства императрицы Марии. Но и все остальные министерства имели свои учебные заведения. Кроме того, органы земского и городского самоуправления, содержавшие большую часть школьных училищ, также имели влияние (не только на организационную и материальную часть, но и на учебную) на эти учебные заведения. Министерство народного просвещения составляло для представления Государственной думе смету прихода и расхода суммы по своему ведомству, разрабатывало проекты законоположений, касавшиеся подведомственных ему учреждений, издавало распоряжения и циркуляры, утверждало положения и сметы учебных заведений, управляло через попечителей учебных округов всеми учебными заведениями, разрешало к употреблению в учебных заведениях учебники, учебные пособия и книги, допускавшиеся к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=