Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 65 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ И ОБРАЗОВАНИЕ Статья основывается на материалах исследования, проведённого автором в январе – мае 2017 г. В ней анализируется состояние образования в России в 1917 году. Дана сравнительная характеристика отражения данного вопроса в историко- педагогических источниках бывшего СССР и современной России. По мнению автора, объективная, системная картина истории образования и педагогики необходима для понимания кода революций в России в 1917 г. Ключевые слова: образование в России в 1917 году; революции и образование. E. G. Shain Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) THE REVOLUTIONS OF 1917 IN RUSSIA AND EDUCATION The article is based on the research materials conducted by the author in January-May, 2017. It analyses the state of education in Russia in 1917. The author gives comparative characteristics of the issue covering in historical and pedagogical sources of the former USSR and modern Russia. According to the author, the objective systemic picture of history and pedagogy is necessary to understand the code of revolutions in Russia in 1917. Keywords: education in Russia in 1917; revolutions and education. В связи со столетием революций 1917 года, если отвлечься от оценок их значимости для России и мира, естественен интерес к исторической картине различных сторон жизни государства и общества в том году. Одной из важных её составляющих является образование. При наличии большого количества источников по истории образования и педагогики как до, так и после революций, нет специальных трудов, в которых отдельно был бы представлен собственно 1917 год, что вполне объяснимо. События этого года в значительной мере определялись предшествующим ходом развития России (и мира), в том числе образования и педагогики. Эти события оказали влияние и на всю последующую историю нашей страны и мира, их образовательную составляющую. Следует также учитывать, что большой пласт историко-педагогических исследований, проведённых в бывшем СССР, основывается на марксистско- ленинской методологии [см., например, 1, 2, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 16]. Вместе с тем с начала 90-х гг. появились исследования и публикации, основывающиеся и на других методологических позициях [см., например, 3, 4, 5, 6, 8, 17, 18]. Кроме того, широкий круг читателей смог узнать о взглядах на революции 1917 г., советскую школу и педагогику некоторых представителей русской эмиграции [см., например, 15], а также зарубежных исследователей [см., например, 11].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=