Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 59 интерпретировать предметы и их социальные миры. Ссылаясь на целый ряд культурных явлений, включая такие институты, как тюрьмы, и такие виды практики, как исповеди, Фуко считал, что власть циркулирует через повседневные структуры регулирования отношений. Фуко воспринимал власть не только как репрессивную, но и как продуктивную, как центральную в формировании субъектности. Изучение дискурсов, как правило, включает в себя децентрализованный и интертекстуальный анализ различных символических артефактов и практик. Большинство ранних исследований британской культуры не рассматривали гендерную специфику в качестве отдельного объекта и не подвергали анализу непосредственно гендерные аспекты власти. Ряд феминисток, в том числе Дороти Хобсон, Анжела McRobbie, и Дженис Уиншип вывели культурные исследования за ранее очерченные пределы, включив в анализ текстов такие темы, как личность, тело и сексуальность. Важнейшие культурологические подходы к исследованию гендера и пола сформировались из ранних примеров феминистской критики культуры, которые были связаны не только непосредственно с этими категориями, но и были нацелены на противостояние гендерному неравенству в структуре общества. Феминистская культурная критика изучала текстовые представления женщин и практику их восприятия. Особое внимание уделялось текстам, которые способствовали бы появлению голоса женщин в различных канонах, включая литературу, кино, музыку, искусство. Феминистская критика представлений о женщинах, как правило, затрагивает распространенность сексизма и господство женщин в патриархальном обществе – в обществе, в котором преобладают мужчины. Эта критическая работа выявила ряд важных тем в рамках представлений и публичных дискуссий о женщинах, включая молчание женских голосов, ассоциацию женщин с частной сферой, подчинение женщин мужчинам, а также девальвацию самой категории женской принадлежности. Критический акцент на объективизации и сопутствующей сексуализации женских тел во многом обусловлен формой критической теории. На феминистские культурологические исследования оказала значительное влияние психоаналитическая работа Лауры Малви по мужскому взгляду [12]. Малви утверждала, что в голливудских фильмах камера работает на маскулинного зрителя. С ее точки зрения, процесс объективизации колеблется между неким садистским насилием в отношении женского тела, вуайеристическими потребностями и фетишизацией, что превращает женское тело, или, точнее, части тела, в объекты наслаждения для зрителя. Таким образом, Малви интерпретировала мужской взгляд как дисциплинарную технологию или форму власти, направленную на формирование и регулирование. В этой работе подчеркнуто подчинение женщин культуре. В другой же критической работе о культуре основное внимание уделяется концепции способности человека делать выбор, думать и действовать критически. Одним

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=