Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 51 желания «по своей глупой воле пожить». Наказание, неизбежное за всякое преступление, не просто внешняя кара закона, а совесть, терзающая душу человека. Разрыв между страстями, желаниями и совестью является выражением дихотомии добра и зла в человеке. Так, Карамазовы, представленные Достоевским, могут быть как у одной грани, так и у другой, то есть, впадать в своих страстях, как в нижайшие пороки, так и возвышаться до идеальной добродетели. Хорошо подводит эту мысль прокурор в последних главах произведения «Братья Карамазовы»: «Мы зло и добро в удивительном смешении, мы любители просвещение и Шиллера и в то же время мы бушуем по трактирам и вырываем собутыльников наших, бороденки...» [3]. И относит он это суждение не только к обвиняемому, но и ко многим другим людям. Отметим, что диалектика добра и зла в творчестве Достоевского составляет основу сюжетных линий. Все герои его произведений мечутся между добром и злом, между пороками и добродетелями и среди них нет абсолютно положительных персонажей (старец Зосима, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов, Раскольников и др.). Здесь необходимо отметить, что в художественном мире Достоевского прослеживается раздвоение или раскол личности. Особенно остро данная проблема ставится в произведении «Бесы», герои которого поглощены «иррациональной стихией» и раздвоены до предела. Ставрогин, чья фамилия говорит о призвании нести избавление мира от зла (греч. σταυρός – крест.), отрицающий бытие Бога и утверждающий, что одинаково можно испытывать удовлетворение и от доброго и от злого дела, внезапно переходит в состояние «зверя», лишающего его контроля над собой: «там, где огромная личность погибла... там началось беснование выпущенных сил, отделившихся от личности» [1]. Подобное состояние настигает Верховенского: «Это был не тот взгляд, не тот голос... почти другое лицо... безумные глаза» [2]. В произведении «Преступление и наказание» так же показан раскол личности. Главный герой Родион Раскольников, чье имя и образ имеют символическое значение, ведет внутреннюю борьбу с самим собой. Он мечется между своей собственной теорией и жизнью, между убийством и любовью к ближним, между преступлением и муками совести. Душевные терзания становятся невыносимыми, Раскольников чувствует, что в этом и заключается его наказание за содеянное: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть» [7]. Достоевский персонализирует темную сторону человека не только путем исследования последствий раскола личности, но и через художественное изображение данного явления. К Ставрогину, например, является злобное и насмешливое существо в различных лицах. А в произведении «Братья Карамазовы» среднему брату Ивану Федоровичу, так де мечущемуся между пороками и добродетелями, видится «черт», что символизирует отрицательную сторону его личности: «… ты воплощение моих мыслей и чувств» [3]. Зло, которое Достоевский выразил в расколе личности, описывается им как гибель и разрушение: многие герои произведения «Бесы» погибают, Раскольников отбывает на каторгу, а Иван Карамазов сходит с ума.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=