Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 50 для человека. В человеке – загадка мировой жизни» [1]. Сложность и разноплановость сущности человека, по мнению Достоевского, затрудняют выяснение подлинных мотивов его поведения, так как «причины действий человека гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их позже объясняем» [6]. С точки зрения писателя, познание нравственной сути человека, является одной из главных задач. Для достижения такой задачи, он вовлекает героев своих произведений в особые условия, способные раскрыть заложенную в человеке глубину его природы и истинное предназначение. В контексте такой антропологической темы, особое место в творчестве Достоевского занимает проблема добра и зла. Отметим, что мыслитель рассматривал данные нравственные категории не просто как абстрактные, за которыми закреплены положительное и отрицательное моральное значение. В его понимании добро – Бог и единение с Ним. Зло – «обнажается до самих своих корней и проедает душу человеческую насквозь» [8] и заключается в отпадении человека от Бога. Созданный писателем художественный мир, изобилует различными видами и проявлениями зла (тщеславие, гордыня, эгоизм, алчность, нищета, унижения, убийства, душевные терзания и др.). Однако, анализируя зло, Достоевский не замыкается на нем, а преодолевает его добром. В вопросе о происхождении добра и зла, мыслитель исходит из убеждения, что источником их возникновения является иррациональная свобода. Человек, изначально обладающий свободной волей, самостоятельно делает выбор между добром и злом, а также несет ответственность за совершенные им поступки. При этом, свобода и «бесчинство свободного ума» [3] могут являться источником несчастья человека и гибели, а также способны «завести в такие дебри» [3], выхода из которых нет. Писатель отмечает, что без свободы ответственным за зло был бы Бог. Однако, отвергнуть свободу, основываясь на том, что она может порождать зло, означает породить еще больше зла, поскольку лишь свободное добро является подлинным, а не принудительное. Зло заложено в глубине природы человека, в ее иррациональной свободе и отпадении от природы божественной: «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно» [4]. Имея внутренний источник, зло может многих соблазнить через желания и страсти, господствующие над разумом человека: «Хотенье может сходиться над рассудком… но очень часто совершенно и упрямо разногласит с рассудком» [5]. Таким образом, свобода переходит в своеволие, ведущее ко злу, а зло к преступлению, которое, в свою очередь, ведет к наказанию, кроющемуся в глубине собственной природы человека. Тема преступления и наказания занимает центральное место в творчестве Достоевского. Как отмечает Н. А. Бердяев: «вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения зла и преступления из социальной среды и отрицания на этом основании наказания… Если человек есть лишь пассивный рефлекс внешней социальной среды, если он не ответственное существо, то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет зла и нет добра» [1]. Преступление для Достоевского – следствие страстей человека и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=