Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 40 индивидуализированной деятельности экологические цели оказываются недостижимыми, а если они и достижимы отчасти, то ставящие их перед собой субъекты вынуждены обслуживать общий интерес без тех гарантий взаимности, которые дает рыночная сделка. Отсюда следуют два вывода: вывод о моральной оправданности ограничения свободных рыночных отношений в тех видах человеческой активности, которые несут с собой угрозу окружающей среде, а также вывод о необходимости принудительного коллективного финансирования мероприятий по ее охране и восстановлению. В перспективе, заданной теорией общественных благ, деятельность по сохранению благоприятной окружающей среды сталкивается со следующей существенной проблемой: ее организаторам необходимо избрать обоснованный уровень обеспечения граждан данным общественным благом и, значит, обоснованный уровень затрат на эти цели. Казалось бы, ответ на него прост и очевиден. Обоснованным уровнем затрат на проведение экологической политики будет тот, который позволяет поддерживать деятельность государства по производству иных общественных благ и не оказывает разрушительного воздействия на регулируемую рынком сферу производства благ частного характера. Однако, этот предельно общий тезис не позволяет уточнить, в какой мере должны потесниться как свободный рынок, так и параллельные статьи бюджетного финансирования, такие как национальная оборона, образование, социальные программы, нацеленные на уменьшение имущественного неравенства и т.д. Сложность ситуации состоит в том, что, хотя производство общественных благ осуществляется в интересах отдельных индивидов, составляющих определенное сообщество, последние не могут однозначно выразить степень своей заинтересованности в каждом конкретном благе, выступая в качестве его приобретателей на рынке. Как же реализовать применение анализа выгод и затрат в этой сфере, то есть как придать экологическим благам определенную экономическую стоимость. Существует несколько основных средств достижения этой цели. Во- первых, можно определить масштаб прямых экономических потерь от ухудшения окружающей среды или от сохранения ее низкого качества. Эти потери выражаются в убытках, возникающих из-за болезней и преждевременных смертей работников, вызванных неблагоприятными экологическими факторами. Во-вторых, можно проанализировать реальные цены на те частные блага, готовность платить за которые косвенно свидетельствует об истинных предпочтениях граждан в отношении состояния окружающей среды (так называемый «анализ гедонистических цен»). Таковы, например, цены на недвижимость, зависящие от экологического состояния района, цены на рекреационные услуги, варьирующиеся в зависимости от территории их предоставления и т.д. [11, р. 70-74]. Наконец, можно задействовать так называемую «условную, или предположительную, оценку». Она требует проведения специальных социологических опросов, устанавливающих готовность населения оплачивать из собственного дохода природоохранные мероприятия или же готовность получить денежную компенсацию за экологические потери. На основе результатов таких опросов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=