Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 31 способности возвышаться над самой, быть по ту сторону самой себя – по ту сторону всякого фактического своего состояния и даже своей фактической общей природы» [20, с. 411-414]. Л. И. Трофимова, в этой связи, развивает идею о духовности как о внутреннем моральном напряжении, этической интенции субъекта, благодаря которой опять же обеспечивается его выход за пределы эгоизма и своекорыстия как средства возвышения человека над самим собой через мотивированное включение в социальную жизнь, приобщение к идеалам и смыслам, укорененным в культуре [17, с. 4-5]. Вместе с тем решается вопрос и о соотношении духовности и нравственности, их сродненности во внутреннем мире человека. Т. В. Пермякова отмечает, что в русском языке слово нравственный означает имеющий отношение к духовному и выражает гармонию личностного начала в человеке, согласованность его мыслей, действий и поступков. Это идет от толкования В. Даля, считающего, что нравственный – значит духовный, т.е. противоположный телесному, плотскому; духовный нрав – одна половина свойств духа человека; ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); согласованный союз нрава и ума, сердца и думки, образуют стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к его упадку [15, с. 30]. Некоторые считают, что столь явное и тесное взаимодействие духовности и нравственности ведет к возникновению их единой контекстности. «Основные «несущие конструкции» духовности, – пишет Ю. М. Щукин, – истина, добро и красота как высшие и абсолютные ценности всечеловеческой культуры» [24, с. 210]. И, все же многие философы твердо настаивают на необходимости разделять их смысловую канву. В этом плане Н. В. Леснова подчеркивает, что «говоря о духовно-нравственном в человеке, нужно четко понимать, чем духовность отличается от нравственности и отчего нравственность является выражением духовности. Нравственность – это этический ответ человека на современные условия жизни… Нравственность проявляет себя в виде внешней деятельности и опирается на духовность. Для человека быть только нравственным мало… Многие добрые поступки и дела внешне могут быть оценены как весьма нравственные и этические. Однако нередко еще совсем юный человек внешне все делает правильно, а внутри исполнен гордости и тщеславия. Вопрос в том, как обеспечить гармонию между формой и содержанием жизни человека» [9, с. 164]. Отсюда видно, что в философских исследованиях, несмотря на тактическое несовпадение взглядов авторов, в плане стратегического выстраивания тематического анализа, обнаруживается согласие в том аспекте, что духовно-нравственная природа инициирует процесс и определяет результат преобразования человеком самого себя, который осуществляется для преодоления недостатков характера и расширения сектора ответственности и долга внутри себя. Духовно-нравственная природа сохраняет свои позиции единого стержня личности и при рассмотрении отдельных структурных компонент внутреннего мира человека. Философами выделяются три основных блока: морально-рациональный, аксиологический и эмоционально-волевой. Основными категориями в первом блоке являются моральное сознание,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=