Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 30 уже создаются предпосылки для такой диспозиции, которая определяется другим понятием» [3, с.31]. Получается, что все естество человека охвачено духом, побуждающим его осуществлять моральную деятельность, ценностный выбор. А в сфере нравственности у него образуется крепкоспаенный гармоничный душевно-духовный альянс, который обозначается понятием «духовность» [13, с. 104]. Выходит, что это понятие является завершающим звеном в цепочке «душа» – «дух» – «одухотворенность» – «духовность». Между тем, его роль и содержание не считаются, исходя из уровня развития философской аналитике, выявленными, в силу их сложности, до конца. На данный момент указывает П. Тейяр де Шарден, когда пишет: «Нет более привычного для нас понятия, чем духовная энергия. Но нет также и более неясного с научной точки зрения» [17, с. 36]. Б. В. Раушенбах приводит аргумент в плане разъяснения причины, порождающей подобное положение дел. Он считает, что духовность «это не понятие рациональной логики, поэтому подчас бывает трудно, а иногда и невозможно осуществить его смысловую регуляцию» [14, с. 23]. О проблемах, возникающих при использовании в дискурсе понятия «духовность» напоминает и Л. П. Буева, которая считает, что они состоят в длительном использовании этого понятия в религии и идеалистически ориентированной философии, притом, что в других философских традициях оно не употребляется из-за своей, как считают представители этих школ, «неоперациональности». В последние же годы это понятие переходит в разряд востребованных в самых разных исследовательских ответвлениях философии, для формирования концепций «духовного возрождения России», «духовного мира человека», «духовного производства», «духовной культуры и ее видов» и т.п. Поэтому требуется всестороннее рассмотрение сути духовности и различных ее проявлений, несмотря на то, что ее определение пока остается дискуссионным [6, с. 3]. Эти редукции содействуют развитию философской парадигмальности в направлении исследований, касающихся духовности. Важным моментом выхода на суть темы здесь является вычленение предназначения духовности в контексте трансформации духовного мира человека, для выполнения им задач по самореализации личности через активацию потенциала, заложенного в его духовно-нравственной природе. Решение вопроса уместно предварить высказыванием В. Г. Белинского такого рода: «Что составляет в человеке его высшую, благороднейшую действительность? – Конечно то, что мы называем его духовностью» [2, с. 30]. Мы отмечали, что «оценка духовности как самого высшего, что есть в человеке, проистекает из анализа тех возможностей, которые она предоставляет человеку и из признания того факта, что никакой другой источник их предоставить не может. Что же конкретно дает духовность человеку: на этот счет имеются позиции более ранних и современных философов, высказывающих, несмотря на разделяющие их исторические, социальные и мировоззренческие границы, сходные мнения» [3, с.31-32]. Так, С. Л. Франк утверждает, что духовность или духовная реальность, как он ее называет, помогает перевести в наличное существование тайну человеческой души, которая заключается в «ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=