Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 29 христианский Бог выступает резким контрастом по отношению к безличному, отчужденному от людей, замкнутому на собственном блаженстве абсолютному уму античности. Христианский Творец, обладая высоким личностным авторитетом, предлагает людям жить не умом интеллектуальным, а умом сердечным, возвести чувство любви к Богу в высшую ипостась души. В свою очередь, Святой Дух, преисполненный свободой, способствует зарождению и укреплению взаимосвязи между человеком и Богом, перенося любовь Бога к человеку, а любовь человека – к Богу. Он становится близок естеству человека, расширяя возможности внутреннего мира за счет вхождения в тесное взаимодействие с его духовно-нравственным стержнем. Вполне очевидно, что дух наиболее тесное общение имеет с душой, и все же возникают предпосылки неоднозначной трактовки участия обозначаемого им феномена в развитии внутреннего мира человека. Отсюда формируется тенденция применения в философской концептике дополнительных терминов, выполняющих функцию разъяснительной интерпретации. С позиции сегодняшнего дня можно констатировать, что среди такого рода лексиконов, обслуживающих связку душа-дух выделяются два – «одухотворенность» и «духовность», позволяющих выстроить цепочку нравственных метаморфоз, происходящих в периоды активации внутреннего мира человека. Мы отмечали, «что их трактовки теперь осуществляются как в русле религиозного, так и светского рассуждения, а иногда делаются даже попытки синтеза или взаимоналожения разных подходов. В соответствии с одним из них основу внутреннего мира человека составляет душа, которая вбирает в себя бессознательное и сознание, эмоции и волевые проявления. Душа связана с телом, сохраняет его проект и внутреннюю форму, а также системные свойства, она ограничена и несовершенна и может лишь иногда на некоторое время покидать свою обитель. Дух же совершенен и неограничен, он свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду, способен доходить до вершин мироздания; он всегда беспокоен и изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим» [3, с. 31]. Вместе с тем, при всем различии дух и душа имеют и общие черты: они абсолютны по своей природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы «извне» [17, с. 259-260]. Пока речь идет об отдельном существовании души и духа, чертах их сходства и различия, какие-либо поясняющие термины не применяются. Однако, надобность в них возрастает во время рассмотрения вопроса о состоянии души и, следовательно, морального сознания человека, при ее тесном взаимодействии с духом или при устойчивом его отсутствии. Как отмечает А. В. Маринченко, когда душа соприкасается с духом, она им как бы оплодотворяется, становится одухотворенной. Понятие «одухотворенность» указывает на то, что идет процесс насыщения духом души, но, в силу неких причин, он пока имеет кратковременный или нестабильный характер. «Однако, когда одухотворенность базируется на стабильном контакте души и духа, т.е. возникает ситуация постоянного присутствия духа в душе и, более того, происходит пронизывание через душу духом тела человека, то здесь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=