Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 28 добродетельности и истины, но это он делает в силу своей лучистой экзистенции, а не потому что желает сделать кого-то мудрым. Ему безразлично, сумеет ли человек воспользоваться своими умственными и моральными качествами, чтобы уловить лучик света Единого ума и стать умным и высоконравственным, или не сумеет – и тогда останется прежним. При подобной самодостаточности ум любит только самого себя и больше никого. Аристотель не говорит прямо о любви Единого ума к себе самому, но зато он говорит о вечной самоудовлетворенности этого ума и о вытекающем отсюда его вечном блаженстве. Существует также и еще одно свойство, являющееся выражением того, что Единый ум у Аристотеля вовсе не есть личность, т.е. он есть не «кто-нибудь», а «что-нибудь», и сам человек тоже не есть личность, а есть только разум, все же остальное в нем то же самое, что и в животных. В этом плане уместно подчеркнуть, что весь период Древности характеризуется тем, что, при исследовании сущности человека и его внутреннего мира, философами не только Древней Греции, но и других культурных ареалов выдвигаются в качестве внешней инстанции духовно- нравственного совершенства обезличенные символы, такие как Атман, Нирвана, Дао, Единое, Ноус. Будучи трансцендентными, они не обозначают ни людей, ни богов природных стихий, ни каких-либо других существ, подпадающих под понятие «кто-то» или «некто», и, представляя исходные начала жизни, находятся в состоянии погруженности в свое собственное самодостаточное существование из-за чего определяются как «что-то», или «нечто». Считается, что частица подобного абсолюта имеется у каждого человека и располагается она в его внутреннем мире, находясь в стадии потенциальной стагнации и от самого человека зависит, осуществит ли он в себе ее пробуждение, достигнет ли при этом уровня божественной нравственности. Проблема лишь в том, что контактная инициатива здесь проявляется в одностороннем порядке, только со стороны человека и успех достигается за счет напряженных моральных и мыслительных усилий, на проявление которых не у каждого индивида может хватить имеющихся природных задатков, поэтому далеко не все способны, по древним установкам, достигать высшего блага. Конечно, в основном это касается людей западного мира, ибо на Востоке развиваются медитативные практики, позволяющие иногда даже слабо подготовленным субъектам постепенно доводить свое моральное сознание до сближения с абсолютом. Вместе с тем понятия «дух», «Дух Божий», «Святой Дух» начинают активно применяться и на Востоке и на Западе, что указывает на явную корректировку имеющихся философско-исследовательских парадигм, предваряющую переход от Древности к Средневековью. Христианство, распространяющее свое влияние на Древний Рим и его провинции, предлагает идею о человеке как образе и подобии Бога, о триедином Боге Творце: Отце- Сыне-Духе, создавшем человека, пожертвовавшем Сыном ради спасения людей, о милосердии и человеколюбии Сына Божьего – Логоса, Иисуса Христа, рожденного земной женщиной, и принявшего безвинную смерть на кресте ради искупления грехов человеческих существ и их прощения. Представленный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=