Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 27 естественными органами. Их межиндивидуальные отношения, сложность и тонкость которых в настоящее время убедительно показывает этология, … тем не менее также в конечном счете подчинены биологическим закономерностям. У человека как живого организма, конечно, также действуют механизмы этого витального приспособленного поведения. Но эти механизмы у человека вписываются в объемлющий их контекст программ, задаваемых культурой, которая,… если употреблять классический философский термин, трансцендентна по отношению к природе. Несомненно, что трансцендентность деятельности по отношению к природному витальному поведению не может ограничиваться направленностью вовне человека, на изменение и преобразование внешней его среды, она должна предполагать также самоизменение, самосовершенствование человека, его внутреннего мира…» [23, с. 110]. Данное обобщение с полной очевидностью указывает на полное согласие философов в том, что духовно-нравственная природа человека настоятельно требует для своего полноценного воплощения взаимодействия с запредельным, осуществляемого через актуализацию внутреннего духовно- нравственного потенциала. Вместе с тем, нельзя пройти мимо того факта, что установки античности, особенно в учении Аристотеля, нацеливающие на восприятие человеческой структуры как трехсоставного органона в виде тела- души-ума не остаются неизменными, в эллинистический период философской дискурсивности осуществляется его преобразование в триаду тело-душа-дух. Конечно, подобная реформация происходит не сразу, некоторое время термины «ум» и «дух» употребляются как рядом расположенные или взаимозаменяемые, или взаимоуточняемые. Причем часто «дух» интерпретируется как «божественный дух». Исследователи находят в пьесе Менандра слова: «eit esti toyto pneyma theion eite noys» («это – либо божественный дух, либо ум»); у Сенеки высказывание: «Разум – это не что иное, как часть божественного духа, погруженная в тело людей»; у Марка Аврелия - следующее рассуждение: «Дух Целого требует общения. Поэтому менее совершенные существа он создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил к друг другу. Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь… Пора не только согласовать свое дыхание с окружающим воздухом, но и мысли со всеобъемлющим разумом» [22, с. 88-90]. Наконец, нельзя пройти мимо наводящего на основной тезис утверждения Марка Туллия Цицерона, который пишет: «И если … ум культивирован, если взор его столь проницателен, что его не могут ослепить никакие заблуждения, он становится совершенным духом, т.е. абсолютным разумом…» [10, с. 387-389]. С распространением христианских идей в древнеримском обществе все больше начинает использоваться понятие «Дух Божий», обозначающее одну из трех ипостасей единого Бога. Выдвижение духа в качестве внешней инстанции духовно-нравственного совершенства, обуславливается многими причинами, мы обратим внимание на одну из них, связанную с этическими свойствами ума- абсолюта, постулируемыми Аристотелем. Прежде всего, этот ум замкнут в самом себе и на самом себе, находится в полном отрыве от людей и их проблем. Он освещает потенциальный ум человека светом божественной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=