Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 25 людей, характеров и судеб, нет ни внутри групп, ни, тем более, в межгрупповых рекреациях. Все люди разные, поэтому у них нет и не может быть видовой поведенческой программы, значит их жизнь определяется, в основном, состоянием души, внутренним миром. Это умозаключение совпадает в целом с представлениями современных исследователей человеческой специфики, делающих акцент на том, что из всех животных, живущих по разнарядке своего видового цикла, «человек составляет исключение… Он живет по нормам и программам, которые сам себе задает» [5, с. 9]. Дальнейший вклад в изучение духовно-нравственной природы человека делает Аристотель, который, по сравнению с Платоном, по-иному трактует ряд деталей в этом вопросе, но, в то же время, им осуществляются шаги, приближающие к уяснению принципов формирования морального стержня в душе и его роли в управлении жизнью личности. Как отмечают философы, сначала Аристотель тоже работает над определением, и пишет в этой связи, что человек – это «животное, живущее на суше, двуногое, бескрылое», затем дает другую редакцию: человек – это «двуногое животное, поддающееся воспитанию». Полагая, что жизненная сила любого существа черпается из души, он переходит к ее рассмотрению, но ведет речь не об одной душе и именно человеческой, как это делает Платон, а, как правило, о двух душах – растительной (порождающей и питающей) и животной (обеспечивающей самодвижение и эмоциональную чувствительность). В «Топике» он пишет, что о жизни, по-видимому, нельзя говорить как об одном виде: ведь одна жизнь свойственна животным, другая – растениям, люди тут входят в вид животных. Аристотель указывает на то, что по ряду качеств человек проигрывает другим видам (по зрению, слуху, обонянию, вкусу), зато выигрывает в осязании, в силу чего он есть самое разумное из всех живых существ. Далее он уделяет большое внимание человеческому уму, и это дает основание утверждать, что Аристотель отличает человеческих существ от других животных, потому что выделяет в человеке все-таки не две души (растительную и животную), а три – добавляя сюда разумную душу. Это осуществляется в трактате «О душе», в котором он развивает философско- теоретический взгляд на духовно-нравственную природу людей. Если у Платона его заполняет душа, вмещающая в себя желания, эмоции и мышление, которая до попадания в тело созерцает нравственное совершенство абсолюта и может вспоминать о нем или доходить до него в умозрительных построениях в земной жизни, то у Аристотеля душа, даже разумная, не может самостоятельно совершать умственные действия, из-за того, что в ней заложена только способность к мышлению, а не мышление как таковое [8, с. 156-157]. Аристотель постулирует идею о двух умах: возможном (потенциальном, пассивном) и действительном (актуальном, активном). Он считает, что «существует, с одной стороны, такой ум, который становится всем, с другой – ум, все производящий, как некое свойство, подобное свету. Ведь некоторым образом свет делает действительными цвета, существующие в возможности. И этот ум существует отдельно и не подвержен ничему, он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью… Ведь этот ум не таков, что он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=