Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 24 «Вот платоновский человек!». Платон после этого добавляет к названным признакам еще один, а именно плоские ногти и объединяет в одном определении свойства человека-животного и человека-мыслителя. Получается следующая дефиниция: «Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi)» [6, с. 39-41]. Это свидетельствует о довольно прохладном отношении Платона к необходимости исследования животных параметров человека, его телесности, явно в силу того, что в ней нет никаких выдающихся достоинств по сравнению с другими животными видами, и того, что этот философ видит в животной составляющей человека лишь обузу, помеху в исполнении им своего предназначения. По Платону морфология человека объединяет в себе две части: бессмертную душу и смертное тело, при этом душа способствует реализации разумных и божественных качеств человека. В своих диалогах «Тимей» и «Федон» философ пишет о духовно-нравственных задатках людей, обусловленных их божественным происхождением, а в диалоге «Федр», что благодаря им, он способен достигать бессмертия. Здесь же он вскрывает истоки противоречивости натуры людей, которые влекутся душой к вечному и совершенному, но ограничиваются в своем поведении временным и несовершенным из-за прикованности к телу. Лишь после смерти тела душа может вернуться в родственный ей божественный, идеальный мир. Но бывает так, что в течение жизни человека душа чрезмерно привязывается к телу и телесным удовольствиям, поэтому после распада одного тела она быстро вселяется в другое. Переселение («метемпсихоз») – судьба большинства человеческих душ, и только немногие из них, а именно, души истинных философов, ведущих высокоморальный аскетический образ жизни, достигают полного освобождения и переселяются в бестелесную сферу истинного бытия – так говорится в «Федоне». Но в «Федре» дается уточнение: Платон говорит, что даже самые чистые и мудрые души не могут бесконечно созерцать красоту божественного мира, через некоторое время они все же падают на землю и вселяются в смертные тела. Но теперь они наделяются благой судьбой, т.е. становятся великими философами или справедливыми царями [11, с. 37-142]. Важным является и тот нюанс, что душа в учении данного философа не является чем-то однообразным и гомогенным, наоборот, она состоит из весьма трудно стыкующихся частей – вожделеющей, эмоциональной и разумной. Поэтому внутри нее постоянно обостряются противоречия, происходят динамичные изменения, которые, собственно, и обеспечивают развитие внутреннего мира. У каждого человека представлены все части души, но в различных объемных мерах, что и обуславливает формирование того или иного характера, а также моральных свойств. Платон здесь еще глубже внедряется в духовно-нравственную архитектонику, доказательно показывая, что немного найдется людей, имеющих сходную пропорциональную наполненность души. И, хотя он выделяет три группы людей: мудрецов (по приоритету разумной части), мужественных людей (по приоритету эмоций), тех, кто должен трудиться (по приоритету желающего начала) – ему ясно, что одинаковых душ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=