Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 23 осуждает присущие многим людям отрицательные качества: гневливость, самомнение, корыстность, эгоизм и другие, которые оказывают в итоге более сильное влияние на ход событий в эпопее и приводят почти всех персонажей к гибели. Отсюда у него формируется пессимистический взгляд на человека и его ценностный выбор: «меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь, на нашей земле, человек наиболее жалок», – говорит он. На двойственность духовно-нравственной природы людей обращает внимание и Софокл, что дает ему основание в трагедии «Аякс» заявить, что живые люди «лишь призраки (eidola), одни пустые тени (skia)» – т.е. ведущие темную, бессмысленную жизнь; но в трагедии «Антигона» он пишет совсем иное: «много есть чудес на свете. Человек их всех чудесней». Значит для него наступает момент осознания того факта, что особость человеческой личности состоит в ее амбивалентности, позволяющей совмещать в себе возможность проявления как ничтожества, так и величия. На противоречивость подобного нравственного позиционирования обращает внимание и еще один древнегреческий трагик, а именно Еврипид. Он считает, что в душе человека находятся в постоянном конфликте долг и желание, разум и чувства, необходимость и свобода, эти несовпадения, а не плохое образование или злой рок, делают его несчастным. «Зная лучшее, мы все равно предпочитаем худшее», – пишет он в трагедии «Ипполит» [12, с. 77-83], т.е. выбор делается в пользу того, что «я хочу», а не «я должен» или «я обязан», и это ведет к плачевным результатам. Великие древнегреческие служители муз прокладывают дорогу Платону и Аристотелю, которые также активно исследуют природную сущность людей. Как известно, Платон является верным учеником Сократа, делающего человека главным предметом философской аналитики и принявшего близко к сердцу призыв Дельфийского Оракула к самопознанию. Поэтому тема развития внутреннего мира находит свое отражение во многих его произведениях. Разделяя позицию древних писателей о явной неоднозначности людей, он стремится рассмотреть ее с разных сторон, чтобы выявить источник данного прецедента. В философской концепции Платона затрагиваются три аспекта, определяющие: органическую структуру человека как животного существа; состояние человека как разумного существа; феномен человека как божественного существа. Будучи животными люди должны примыкать к определенному роду существ. Вместе с тем, им нужен управитель, царь, который хочет понять: кого он будет «пасти», кем будет управлять. Диоген Лаэртский дает соответствующее разъяснение того, как Платон в диалоге «Политик» выстраивает категориальную позицию, цитируя его: «Тогда, говорю я, надо сразу же в нашем роде отделить двуногих от четырехногих и, приняв во внимание, что роду человеческому выпал тот же жребий, что и пернатым, снова разделить двуногое стадо на гладкое и пернатое; когда же оно будет поделено и обнаружится искусство пасти людей…». Затем приводит определение Платона: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», которое становится причиной курьезной ситуации, ибо однажды Диоген-киник берет ощипанного петуха, несет в школу, кладет его перед Платоном и учениками и заявляет:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=