Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 19 сне или в фантазиях), но мы не можем наблюдать ни одного случая, когда объект порождает свой субъект. Первой из грубых стихий появляется эфир, он возникает из танматры звука. Воздух возникает из двух танматр – звука и прикосновения, огонь возникает из трех танматр – звука, прикосновения и цвета, вода из четырех тантматр – звука, прикосновения, цвета и вкувка, земля – из всех четырех танматр. Итак, из пяти танматр возникаю пять завершающих таттв: акаша , вайю , агни , ап , притхиви таттвы . Эти таттвы являются компонентами физического мира, каким он воспринимается индивидуальной душой. Вещи физического мира состоят из пяти стихий (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Но эти стихии представляют собой сочетание в определенных пропорциях элементов ощущений (звукового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного). Этот взгляд близок взгляду Григория Нисского, согласно которому вещество есть сочетание умопостигаемых качеств. В 24-й главе книги «Об устроении человека» он пишет: «Поэтому если умопредставляем цвет, так же умопредставляемы твердость, количественность и прочие подобные этим свойства. Если с отъятием каждого из этих свойств у подлежащего уничтожается всякое понятие о теле, то следует предположить, что находим причину уничтожения тела в отсутствии чего-то, а совокупное стечение того же производит вещественное естество. Как не тело то, в чем нет цвета, наружного вида, твердости, протяжения, тяжести и прочих свойств, да и каждое из этих свойств также не тело, а, напротив того, взятое отдельно есть нечто отличное от тела, так и наоборот, где стеклись вместе сказанные свойства, там производится телесное существо» [5]. Подводя итоги этой статьи можно отметить, что понимание Шанкарой вселенной можно охарактеризовать как иллюзионизм. Эту концепцию Шанкара иллюстрирует с помощью метафоры, в которой Бог предстает как фокусник, иллюзионист. Бог с помощью майи создает иллюзорный мир, который зритель (в роли которого выступает джива) принимает за реальный. Так же как иллюзионист не обманывается своими фокусами, так и Бог остается свободным от им же созданной иллюзии реально существующей вселенной. Позицию Абхинавагупты в отношении вселенной можно охарактеризовать как интегральный монизм. Вселенная существует как содержание сознания Бога. Можно вспомнить слова П. А. Флоренского: «Бог мыслит вещами» [6]. Сами вещи не иллюзорны, иллюзорно лишь их восприятие как независимых от сознания и вне его существующих объектов. Если в системе Шанкары мир вещей есть следствие ошибки восприятия, возникающей на эмпирическом уровне, то у Абхинавагупты вселенная есть результат рационального развертывания системы категорий. Литература 1. Лобанов С. В. Представления об Абсолюте в двух монистических парадигмах – в адвайте Шанкары и пара-адвайте Абхинавагупты // Философия и культура. 2014. № 3 (75). С. 401-412.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=