Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 18 Фундаментальной основой всех уровней бытия выступает Абсолютный субъект. Все таттвы выступают модификациями его изначальных атрибутов. Приведем таблицу соответствия для таттв до ахамкары включительно. Атрибуты абсолютного «Я» Чистые таттвы Появления майии - канчуки Пуруша и пракрити Внутренний орган Вездесущность Шива Энергия сознания Сила естественного закона и пространства – нияти Пуруша Вечность Шакти Энергия блаженства Сила времени каала Пракрити Самодостаточность Садашива энергия воли Сила желания – рага раджас ахамкара Всеведение Ишвара – энергия познания Сила ограниченного знания – видья саттва буддхи Всемогущество Шуддха- видья – энергия действия Сила ограниченного действия – кала тамас манас 32-36. Пять грубых элементов. На этой стадии завершается переход от абстрактного к конкретному. Когда эта стадия достигнута, пуруша, выступающий как индивидуальная душа, уже готов для прохождения цикла существования в качестве полноценной индивидуальности. Это завершающий шаг в ее развитии, который может быть определен как материализация души, или пуруши . На предыдущей стадии, объекты опыта были лишь общими понятиями – звук, прикосновение, цвет, вкус и запах как таковые, без восприятия каких-либо различий в них. На данной стадии из общего умопостигаемого понятия звука- как-такового возникает чувственное восприятие частных или конкретных звуков. Аналогично, из общих понятий прикосновения, вкуса, цвета и запаха, как таковых, возникают также разнообразные тактильные, вкусовые, зрительные и обонятельные ощущения. Эти ощущения, сочетаясь в различных пропорциях, образуют грубые стихии, из которых состоят физические объекты. Итак, объекты состоят из стихий, стихии формируются из ощущений, ощущения возникают из тантматр, танматры возникают из ахамкары, основой которого является пуруша. Таким образом, кашмирский шиваизм в теории познания становится на классические позиции субъективного идеализма в стиле Фихте. Можно вспомнить известный аргумент Фихте о том, что мы можем наблюдать случаи, когда субъект порождает свой объект (например, во

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=