Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 17 вкушать и обонять. В тот момент, когда манас принимает форму желания, ахамкара создает тройную форму: Я – желаю – видеть – цвет. В этом переживании «Я» – это основа, которая задается ахамкарой. Следующие три члена формулы – это три формы его проявления. Желание, которое создается манасом . Сила видения, которая является индрией зрения. Цвет, который является объектом восприятия. Манас как желание и чувство зрения как сила пуруши – это модификация ахамкары . Объект (в данном примере, это представление о некотором цвете) является также модификацией ахамкары . Это форма ахамкары , сформированное им же восприятие, спроецированное вовне. Кроме самого ахамкары нет другого источника, из которого оно может возникнуть. Таким образом, с появлением пяти сил восприятия, из ахамкары также появляются соответствующие объекты восприятия. На этой стадии, однако, эти объекты имеют абстрактный характер; они являются только общими понятиями, существующими в уме: Абстрактного звука, отличного от конкретных форм звука, т.е. звуков различной высоты и тона; Абстрактного прикосновения, отличного от его конкретных форм, таких, как холод, тепло, жар, твердость и мягкость; Абстрактного цвета, отличного от конкретных цветов, таких, как красный, зеленый и голубой; Абстрактного вкуса, отличного от конкретных видов вкуса, таких, как сладкий, горький и соленый; Абстрактного запаха, отличного от конкретных типов запаха, таких, как аромат или зловоние. Конкретные ощущения цвета, звука и т.д. возникают только на следующей стадии вместе с переживанием физического мира. Однако, еще до того, как возникает опыт восприятия конкретных цветов и звуков, в уме человека уже существует общее понятие цвета, звука и т.д. В процессе формирования чувственного опыта конкретные ощущения подводятся под эти общие понятия. Благодаря этому единичные ощущения могут осмысливаться в общих терминах. Процесс восприятия в этой схеме можно сравнить с платоновским анамнесисом . Когда возникают танматры , в этот момент из того же самого ахамкары возникают пять карма индрий , поскольку с появлением тантматр появляется и объект, на который возможно воздействовать с помощью органов действия (хотя этот объект и существует пока как абстрактная возможность). Таким образом, из ахамкары возникают ахамкары три взаимосвязанные и взаимообусловленные группы таттв: (1) манас и джняна индрии ; (2) карма индрии ; (3) танматры . Эти группы таттв не обладают независимым существованием, они не могут существовать без пуруши , который выступает на этой стадии в форме ахамкары и буддхи Пуруша является их субстанциальной основой. Пуруша, наделенный ахамкарой, манасом, буддхи и индриями выступает в космосе как индивидуальная душа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=