Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 16 19. Сила видения, или чувство зрения ( чакшу ); 20. Сила вкуса ( джихва ); 21. Сила обоняния ( гхрана ). Существуют пять карма индрий , или сил действия: 22. сила речи ( вак ); 23. сила манипулирования ( пани ); 24. сила передвижения ( пада ); 25. Сила выделения ( пайю ); 26. Сила расслабления и сексуального удовлетворения ( пастха ). Конкретные физические органы, которые фигурируют в санскритских названиях таттв , не являются пятью силами действия как таковыми. Впрочем, обычно именно эти органы являются инструментами, посредством которых выполняются операции этих сил действия. Они и были созданы для этих целей вследствие желания пуруши действовать этими пятью способами. В действительности силы действия расположены в тонком теле. Но если соответствующий физический орган будет поврежден, сила действия, которой он служит как внешний инструмент, еще может найти какой-нибудь другой способ выполнять свои функции. Если, например, нога повреждена, сила передвижения, может найти какой-либо альтернативный способ передвижения. Аналогично, пять физических органов чувств (ухо, кожа, глаз, нос и язык) служат как внешние инструменты для активности пяти чувств восприятия. Джняна индрии не тождественны им, хотя и зависимы в своем функционировании от них. Эти пять сил проявляются, как было сказано выше, из ахамкары , и работают во взаимодействии с манасом . Манас является источником желаний получать ощущения. Он стремится пережить разнообразный чувственный опыт. Его желания могут быть направлены, во-первых, к различным путям восприятия: к слышанию, к ощущению через прикосновение, к зрению, к слуху, к вкусу и к обонянию; во- вторых, к различным типам действия: к говорению, к перемещению, к манипулированию, к извержению и к наслаждению сексом. Когда Парамашива ограничивает себя с помощью майи , то его энергия знания становится пятью джненендриями – пятью силами познания индивидуальной души, а его энергия действия становится пятью силам действия индивидуальной души. Таким образом, формируется субъект желания и действия, далее формируются их объекты. Если для Шанкары возникновение эмпирическиих субъектов и объектов – это результат ошибочного восприятия, то в кашмирском щиваизме они являются продуктом свободной воли Абсолюта. 27-31. Танматры (тонкие элементы). В тот момент, когда возникают индрии , из того же самого ахамкары возникают пять танматр , или тонких элементов восприятия. Возникновение танматр является необходимым, поскольку индрии не имеют смысла без объектов, которые они могли бы вопспринимать. Например, индрия слуха не имеет смысла, если нечего слушать, т.е. если нет звука. Аналогично, осязательные вкусовые и обонятельные индрии ощущения не имеют смысла без наличия чего-либо, что можно осязать,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=