Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 15 Хотя ахамкара – это аспект сознания, в котором преобладает гуна раджаса , он содержит другие две гуны , но в подчиненной и подавленной форме. Аналогично тамас и раджас присутствуют в буддхи , хотя саттва в нем наиболее ярко выражена. Поскольку пракрити – это совокупность неразрывно связанных друг с другом гун, то все ее производные, такие, как буддхи, ахамкара и все последующие, должны содержать все три гуны . Если преобладает только одна из них, то другие находятся в подчиненном состоянии. 16. М анас . Из ахамкары происходит манас , который непрерывно занят созданием или выделением образов, по мере того, как органы чувств дают информацию, относящуюся к внешнему миру. Манас создает восприятия из разрозненных ощущений. Сначала создается образ; затем он включается в совокупность предыдущего личного опыта, образующего индивидуальное «я», или ахамкару , и сравнивается с общими понятиями буддхи. Манас действует в постоянном контакте с чувствами и выступает посредником между ними и ахамкарой , в то время как буддхи является следующим звеном в это цепи и находится по ту сторону ахамкары . М анас весьма активен и беспрерывно двигается от одного чувства к другому и от чувств к ахамкаре , которому он поставляет все чувственные данные после того, как он превратил их в образы. Манас, таким образом, является весьма активным, динамичным аспектом субъекта в противоположность сравнительно статичному ахамкаре . Он следует за ахамкарой подобно тому, как состояние активности, когда человек начинает совершать те или иные действия, следует за пробуждением от сна. Несмотря на свою интенсивную активность, манас образован, по преимуществу, тамасом, а не раджасом . Манас действует инстинктивно, и не способен создать ясное и отчетливые идеи, которые возникает только на уровне буддхи. Божественная энергия воли становится раджасом ограниченной души и действует как ахамкара , или эго. Энергия знания становится в индивидуальном «я» саттвой и действует как буддхи , который характеризуется ограниченным знанием объекта. Энергия действия становится тамасом и действует как манас , или ум, который характеризуется неясностью и ошибками. 17-26. Пять чувств восприятия, пять сил действия и пять фундаментальных элементов. Из ахамкары, наряду с буддхи происходят также две большие группы таттв. Это индрии , которые делятся по своим функциям на два класса: а) пять джняна индрий , или органов восприятия, и пять карма индрий , или органов действия, и б) пятью танматрами , или фундаметальными элементами. Индрии – это не физические органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, и не телесные органы действия, а силы пуруши , которые действуют через эти физические органы. Джняна индрии – это силы восприятия, а карма индрии – это силы действия, которые осуществляют свою активность через сенсорную и двигательную нервную систему. Существуют пять джняна индрий : 17. Сила слышания, или чувство слуха ( шротра ); 18. Сила осязания ( твак );

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=