Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 14 вещи существуют лишь в восприятии пуруш. Кашмирский шиваизм разделяет принцип Беркли – «Быть значит восприниматься». 14-16. Внутренний орган. Буддхи, ахамкара и манас . 14. Буддхи . Переживание состояния равновесия гун подобно опыту сна без сновидений – бессознательность и неподвижность. Это отправная точка. В следующий момент возникает переживание душой своего существования, подобно тому, как осознание своего существования имеет место в момент пробуждения. Это переживание соответствует таттве буддхи . Буддхи появляется из пракрити подобно тому, как в момент пробуждения бодрствующее состояние сознания появляется из состояния сна без сновидений. Для понимания того, что подразумевается в кашмирском шиваизме под буддхи , следует рассмотреть его вместе с двумя следующими за ним таттвами . Они технически именуются ахамкара и манас . «А хамкара » может быть переведено как «создатель эго», и « манас » – как «ум». Для удобства объяснения имеет смысл рассмотреть их в обратном порядке – манас, ахамкара и буддхи . Манас – это тот аспект субъекта, который желает, ищет и выделяет определенную группу ощущений из их массы и рисует определенный образ, формирует впечатление. Ахамкара также собирает и хранит воспоминания об опыте человека. Совокупность этих воспоминаний образует человеческое эго. А хамкара – это то, что создает ограниченное «я» человека, выделенное из абсолютного «Я», которое есть Парамашива . Наконец, буддхи – это то, что содержит универсалии – родовые и видовые понятия, независимые от единичных индивидуальных восприятий. О буддхи , следовательно, можно говорить как о безличном и сверхличном аспекте индивидуального сознания. Буддхи подводит впечатления под родовые и видовые понятия и образует суждения и умозаключения. Буддхи – это тусклый отблеск всезнания Абсолюта, которое существует на уровне чистых таттв. Кроме того, буддхи содержит элементы, которые возникли из предыдущего индивидуального опыта человека. Они именуются самскарами , скрытыми следами конкретных переживаний текущей и предшествующих жизней. 15. Ахамкара . Из буддхи возникает ахамкара , который является идентификацией человеком себя как отдельной личности. Человек не есть только абстрактное «я», но всегда «я такой-то и такой-то». Это конкретное «я», или эго, есть совокупность всех переживаний, которые человек имел с детства. Различие между ахамкарой и буддхи заключается в том, что ахамкара является переживанием «я есть все это, и все это – мое», в то время как буддхи – это просто переживание «все это есть» без какого-либо отношения к «я» и «мое». Поскольку ахамкара существует посредством отбора отдельных элементов опыта, в качестве составных частей себя, ее функция – это, прежде всего присваивание опыта. Ахамкара может рассматриваться как механизм присваивания – поставки материалов для формирования эго.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=