Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 13 сознание, но уже искаженное загрязнениями ограничений в результате его соединения с пятью канчуками и самой майей . Пуруша у Шанкары – это чистое индивидуальное сознание (атман). Атман метафизически тождественен Брахману. Различие между ними является иллюзорным. В кашмирском шиваизме, напротив, пуруша – это ограниченное, связанное канчуками сознание – ограниченная душа (джива, пашу или ану). 13-36. Ашуддха (нечистые) таттвы . 13. Пракрити . Если пуруша – это проявление субъектной части переживания «Я есть Это», присущего шуддха видье , то пракрити – это проявление его субъектной части. Пракрити – это объективное следствие калаа таттвы . Пуруша – это «переживающий», а пракрити – это «переживаемое». Перед началом творения пракрити существует в состоянии равновесия, что означает, что три гуны пракрити пребывают в совершенном равновесии. Этими тремя гунами являются саттва , раджас и тамас . Вместе они образуют пракрити , подобно тому как волокна образуют веревку. Они являются грубыми формами джняна , иччха и крия шакти Шивы. Ввиду их грубости и объективной природы все 24 таттвы от пракрити до земли именуются нечистыми таттвами . Состояние равновесия трех гун объясняется следующим образом. Это состояние, в котором пракрити не производит в пуруше даже того спокойного ощущения ( саттвы ) осознавания, в котором пуруша спокойно и неподвижно наслаждается тем, что лежит перед ним. Тем более не возникает ни ощущения возбуждения или влечения, которые будут побуждать его к активности ( раждасу ) какого-либо типа; ни какого-либо ощущения вялости, инертности или отупения ( тамаса ). Когда равновесие гун нарушается, возникают соответствующие переживания: спокойного ощущения удовлетворенного, но неподвижного осознавания; активного ощущения побуждающей заинтересованности и пассивного, или инертного ощущения отупения. Эти три типа ощущения могут быть определены как удовольствие, боль и невежество. Элементы, которые вызывают эти три ощущения спокойного осознавания, движущей страсти и обездвиживающей инерции, именуются саттва, раджас и тамас . Шанкара описывает пракрити как комбинацию трех гун и дает характеристику этих гун. Саттва – это познание и наслаждение. Раджас – активность и страдание, тамас – невеженство и пассивность. Однако, Шанкара не объясняет происхожедние этих таттв. Кашмирский шиваизм дает такое объяснение. Абсолютное сознание обладает тремя энергиями – воли, знания и действия (третья, четвертая и пятая таттвы). Посредством ограничений, накладываемых майей, эти три энергиии редуцируются и превращаются в три гуны – раджас, саттву и тамас, соответственно. Существует различие между концепциями пракрити в санкхье и в кашмирском шиваизме. Санкхья ики полагают, что пракрити является единой и общей для всех пуруш , в то время как в метафизике кашмирского шиваизма каждый пуруша обладает особой пракрити . Шанкара так же полагает, что пракрити является вселенской субстанцией, существующей независимо от индивидуальных душ. Для Абхинавагупты пракрити и все образованные ей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=