Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 12 Следовательно, она является причиной любви к отдельным объектам. Чтобы создать мотивацию для познания и действия майя проявляется в нас как ограниченная заинтересованность. 10. Каала. Эта таттва ограничивает изначальное состояние вечного существования; следовательно, он есть источник времени, причина ограниченного во времени существования субъектов и объектов. Она есть причина временного порядка – прошлого, настоящего, будущего. Предшествующие четыре ограничения ограничивали способность познавать и действовать, а эта таттва ограничивает во времени само человеческое бытие. 11. Нияти . Слово « нияти » происходит от корня « ни-йам » – «регулировать» или «сдерживать». Это сила, которая ограничивает изначальное состояние всепроникновения и вездесущности. Следовательно, это причина ограничения, связанного с пространством. Она связывает соответствующие причины с соответствующими следствиями. Закон природы выступает как закон причинной обусловленности всех явлений. В кашмирском шиваизме, также как и в системе Канта, пространство и время – это не свойства объективной реальности, а априорные формы, существующие в индивидуальном субъекте. 12. Пуруша . Результатом действия майи и ее инструментов – канчук является создание пуруши и пракрити . На этой стадии субъект и объект полностью разделены и воспринимаются как взаимно исключающие. Здесь непрерывно поддерживается двойственный мир ума и материи. Другими словами, хотя Господь абсолютно свободен, Он окутывается майей и ее пятью покрывалами, забывает Свою истинную природу, ограничивает Свои силы и низводит Себя до состояния индивидуальной души, которая именуется пурушей . Пуруша не означает только человеческое существо, но каждое живое существо, которое ограничено таким образом. Пуруша также называется « ану », что буквально означает «атом», «точка», по причине своего ограниченного состояния. Пуруша – это вечная индивидуальная душа, в которой находятся остаточные следы, или « самскары », от прошлых жизней, и которая проходит через бесчисленное число жизней. Это чисто субъективный аспект человеческой индивидуальности, в котором она является сознанием, переживающим разнообразный опыт. Пуруша ощущает не свое действительное единство с пракрити , а иллюзию разделения, введенную майей . Индивидуальная душа может отождествлять себя со своим собственным телом или выбранными ей отдельными существами или объектами, которые являются продуктами пракрити , но не со всей вселенной в целом. Пуруша лишен осознания своего всезнания, всемогущества и единства. В этом заключается различие между космическим «Я»-сознанием в чистом творении и индивидуализированным «Я»-сознанием в чисто-нечистом творении. Категории от майи до пуруши определяются как чисто-нечистое творение. Майя и пять канчук являются вечными шакти чистого сознания, которые ограничивают Его изначальные знание и силу. Они низводят Его до пуруши , или индивидуальной души. Таким образом, пуруша – это изначальное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=