Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 11 описанию и объяснению силой. Для него майя – это не Брахман, но и не вторая сущность, отличная от него. Такая концепция выглядит противоречивой. В характерном для Шанкары апофатическом стиле он отказывается давать какое- либо разрешение этого противоречия. Абхинавагупта понимает майю не как отдельную от Абсолюта реальность, но как энергию Абсолютного сознания и именует ее майя шакти . Майя определяется в кашмирском шиваизме как ограничивающий принцип, который редуцирует энергию чистого сознания и порождает состояния ограниченного опыта. Она превращает единство во множественность и вызывает к существованию эмпирические «я» и материальные объекты. Во время периода пралайи она существует в своем тонком аспекте. Она не является несуществующей в это время; она только находится в неактивном состоянии. Майя распространяет свое влияние на чистое сознание на основании того естественного закона, что за деятельностью всегда следует отдых. Это происходит и на уровне чистого сознания, которое погружается в сон после активности, представленной чистыми таттвами. Когда Абсолют отдыхает после переживания ноуменального проявления, возникает майя и ее пять эманаций, что приводит к формированию феноменального мира. Следовательно, проявленная вселенная, мир ограниченного опыта есть космический сон духа, подобно природе в гегелевской системе. Таттвы с 7 по 11 – Канчуки . Пять частных форм майи именуются канчуками . Это слово происходит от корня «кандж», покрывать. Здесь оно обозначает сокращение силой майи пяти универсальных энергий сознания сознания, а именно: чит – ананда – иччха – джняна – крия. Господь сам, по своему собственному желанию принимает эти ограничения и сокращает свои возможности. Эти пять форм универсальной силы представлены пятью предыдущими таттвами , а именно : Шива таттвой, Шакти таттвой, Садашива таттвой, Ишварататтвой и Шуддха видья таттвой , образующих чистый опыт вечного существования, вездесущности, завершенности, всезнания и всемогущества. Посредством пяти канчук эти пять универсальных состояний ограничиваются майей . 7. Калаа . Слово « калаа » значит «маленькая часть чего-либо». Это сила, которая ограничивает изначальное состояние всемогущества; следовательно, она является причиной ограниченной деятельности индивидуальной души. Чтобы исполнить наши желания, майя оставляет людям маленькую силу действия для достижения небольших успехов. 8. Видья . Слово « видья » происходит от корня « вид » – «знать». Это сила, которая ограничивает изначальное состояние всезнания; следовательно, она является причиной ограниченного знания. Поскольку деяние невозможно без знания, майя дает людям маленькое знание для познания ограниченных вещей. 9. Рага . Слово « рага » происходит от корня « рандж » – «ограничивать“», по отношению к ощущению заинтересованности и желания. Это сила, которая ограничивает изначальное состояние самодостаточности и завершенности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=