Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 10 5. Шуддха видья или садвидья таттва . Пятая стадия космической эволюции именуется шуддха видья , или таттва чистого знания. Она также называется садвидья таттва , что обозначает чистое знание, от « сат » – «истина». Эта таттва соответствует моменту, в котором переживание субъекта и объекта находятся в равновесии. Имеет место взаимоотношение «Я есть Это». В Садашива таттве сознание теряется в экстазе божественного счастья, ощущая себя как субъект. В Ишвара таттве сознание приходит в восторг, рассматривая себя как на объект. В шуддха видья таттве сознание попеременно воспринимает себя. субъект и объект; ключевое переживание: «Я есть Это и Это есть Я». Субъект и объект полностью поляризованы, но пока не разделены. Эта таттва соответствует энергии действия, технически именуемой крия шакти , сила действия сознания. Эта таттва проявляет тот аспект Универсального Сознания, который творит все вещи. В предшествовавших таттвах действие отсутствовало. На этом уровне единый Абсолют выступает как триада личных божеств, непосредственно действующих в феноменальном мире. Брахма творит мир, Вишну поддерживает, и Шива разрушает. Для Шанкары процессы творения, поддержания и разрушения иллюзорны, поскольку иллюзорен объект этих действий. Брахма, Вишну и Шива с метафизической точки зрения также нереальны, как нереален и мир, по отношению к которому они определяются как творец, вседержитель и разрушитель. Абсолют с метафизической точки зрения не совершает никаких действий. В отличие от Шанкары Абхинавагупта рассматривает Абсолют как реально действующий. Процессы творения, поддержания и разрушения реально происходит внутри Абсолюта. Брахма, Вишну и Шива – это реальные формы Абсолюта, возникающие в процессе его саморазвертывания. Первые пять таттв, от Шивы до шуддха видьи , классифицируются как чистое творение, или шуддха таттвы . Они представляют собой проявление универсального аспекта сознания в противоположность ограниченному аспекту, который следует за ним. Они именуются чистыми, потому что субъект и объект выглядят как единое целое, как одна сущность. В дальнейшем субъект и объект воспринимаются как раздельные. Сила, которая разделяет их, есть другая форма Шакти . Эта сила технически именуется майя шакти , способность сознания разделять и умножать. 6-12. Шуддха а шуддха (чистые-нечистые) таттвы . 6. Майя таттва . Шестая таттва в процессе космической эволюции именуется майя таттва . Слово « майя » означает иллюзию. Это сила самоограничения Абсолютного сознания. В кашмирском шиваизме оно употребляется для обозначения скрывающей, затемняющей силы природы, которая создает разделение между субъектом и объектом. Как таковая, она делает единый Абсолют воспринимаемым как духовность и множественность. Категория майи вводится для обозначения появления формы из бесформенности, ограниченного из безграничного. Принцип майи существует и в системе Шанкары; но в адвайта-веданте он не рассматривается ни как реальное, ни как ненереальное. Майя для Шанкары является не поддающейся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=