Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 94 применение учебной литературы в отечественной образовательной практике данного периода. При отборе авторских текстов применение критерия информативности позволило включить в выборочную совокупность тексты, которые были посвящены следующим проблемам: - организация функционирования образования в стране и за рубежом; - сущность процесса обучения, его принципы, закономерности и структура; - особенности построения содержания образования; - особенности организации и осуществления учебного процесса в рамках отдельного уровня образования (начальное, среднее, высшее), типа образовательного учреждения (школа, гимназия, университет и т.п.); - общие вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов или циклов учебных предметов. В первую очередь в выборочную совокупность включались работы авторов, оказавших существенное влияние на развитие отечественной педагогической теории и практики XVIII в. (И. Т. Посошков, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Ф. Дильтей, И. И. Бецкой, Х. А. Чеботарев, Н. И. Новиков, В. В. Крестинин, Е. Р. Дашкова, Екатерина II, Ф. И Янкович де Мириево и др.). Отбор авторских текстов осуществлялся по официальным изданиям академического и периодического характера. Предпочтение отдавалось работам, опубликованным до 1917 года, поскольку в более поздний период некоторые тексты не публиковались в виду отсутствия к ним научного интереса (например, «Пропозиции Ф. Салтыкова», «Проект о школах Посошкова Ивана»). Следует отметить, что при формировании корпуса текстов целенаправленная выборка не использовалась, поскольку невозможно с достоверной точностью определить количество всех педагогических текстов, появившихся в данный исторический период, а также установить распределение генеральной совокупности педагогических текстов на промежуточные этапы для определения динамики изменения. Данный факт обусловил применение невероятностной частичной выборки текстов [9, с. 64]. Главное условие для формирования корпуса текстов – наиболее равномерное распределение текстов по всему историческому периоду. Для этого весь период XVIII в. был разбит на десятилетия, каждая декада обеспечивалась хотя бы одним текстом. Соблюдение этого требования позволило получить относительно равномерное распределение выборочной совокупности по хронологическим отрезкам и повысить объективность результатов исследования динамики и определения тенденций развития терминов, обозначающих как средства обучения в целом, так и наименования учебных книг в частности. Объем выборочной совокупности источников XVIII века составил 137 текстов (86 указов и 51 авторское произведение). На втором этапе исследования для определения роли учебной литературы в отечественной образовательной практике XVIII века нами была осуществлена выборка слов и словосочетаний, обозначающих средства

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=