Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 93 основная функция которых заключалась в фиксации важнейших признаков организации учебного процесса в лексической форме, понятной всем руководителям и педагогам учебных заведений. Вторую группу составили авторские тексты, в которую вошли трактаты, монографии, деловая переписка, дневники, учебные издания и методические материалы. Данный вид текстов позволяет не только определить актуальный уровень развития понятийно- терминологического аппарата теории и практики обучения, но и оценить индивидуальный вклад в этот процесс. Следует отметить, что термины, применяемые в авторских текстах, более зависят от индивидуальных теоретических позиций и предпочтений, а также от контекста употребления. Вторым критерием отбора и включения текста в корпус исследуемых источников выступает его историческая, языковая стилистическая и структурная аутентичность. Историческая аутентичность требует, чтобы время создания текста входило в рамки исследуемого исторического периода. Языковая аутентичность предполагает исключение из обработки текстов, переведенных на русский с других языков (греческий, латинский, английский, французский, немецкий и др.). Стилистическая и структурная аутентичности требует, чтобы источники не подвергались сокращению, не имели, поздних стилистических неавторских правок и дополнений. Наиболее значимым критерием для включения текста в исследование являются его информационные возможности . Общим требованием для всех текстов выступало прямое или косвенное обращение к проблемам организации и осуществления обучения для разных категорий и возрастных групп населения. Однако для каждого вида источников данное требование имеет свою конкретизацию, поскольку социокультурные условия на разных этапах развития отечественной педагогической науки и практики определяли не только лексические средства, но и общую структуру текста, а также стилистические особенности изложения информации. В связи с разнообразными информационными характеристиками раскрытия педагогической проблематики содержание указов XVIII века определялось не по заголовкам, а исходя из содержания текста. Выборочная совокупность текстов данного исторического периода представлена указами, осуществлявшими: а) открытие, реорганизацию и ликвидацию учебных заведений и академий; б) государственное управление функционированием образовательных учреждений начального, среднего и профессионального уровней (определение дисциплин, сроков обучения и т.п.). Отбор законодательных актов и документов осуществлялся по первому изданию «Полного собрания законов Российской империи» [7]. В связи с отсутствием единой формы и иерархии юридических документов по образованию XVIII в. отбор текстов осуществлялся сплошным способом, т.е. в выборочную совокупность включались все тексты, имеющие в своей структуре хотя бы минимальное количество слов и словосочетаний, фиксирующих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=