Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 92 наименованием понятия и требующее дефиниции» [3, с. 3]. Совокупность терминов однородной профессиональной деятельности, унифицированных по системному основанию в виде многоуровневой классификационной структуры представляют собой терминологическое поле [6, с. 46]. Для анализа структурной организации терминологического поля «учебная книга» была применена авторская методика (Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина) [2], которая построена на сочетании взаимодополняющих методов: - источниковедческого, контент-анализа, аналитической группировки (для создания частотного словаря, отражающего актуальность и степень устойчивости терминов для развития педагогической теории и практики); - компонентного анализа, диахронического и синхронического методов, методов контекстологического анализа и математической обработки количественных данных (для получения объективных характеристик состояния и динамику употребления лексических средств); - историко-генетического (ретроспективного), сравнительно- исторического, историко-типологического и структурно-функционального методов для интерпретации полученных эмпирических данных. Процедура реализации методики состояла из следующих этапов: 1. Отбор, систематизация и первичная обработка педагогических текстов, изданных в исследуемый исторический период. 2. Отбор, определение количественных и содержательных характеристик употребления терминов-наименований средств обучения, имевших распространение в образовательной практике исследуемого периода, для установления роли учебной литературы. 3. Систематизация лексических средств через выделение понятийно- терминологических групп и определение наиболее устойчивых по частоте и содержанию терминов. 4. Определение динамики и тенденций развития данной группы терминологии дидактики с учетом влияния экстернальных (развитие практики обучения в масштабах страны и педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности, активизация издательской деятельности по выпуску педагогической литературы, расширение международных контактов России в сфере образования) и интернальных (развитие собственно педагогического знания) факторов. Для реализации исследовательских задач был сформирован корпус педагогических текстов, вышедших в период с 1700 по 1800 гг. Отбор источников осуществлялся с применением таких критериев, как видовая принадлежность; историческая, языковая стилистическая и структурная аутентичность; информационные возможности. Критерий видовая принадлежность обусловил выбор двух типов источников – законодательные акты и авторские тексты. Законодательные акты фиксируют применение терминов педагогики на официальном уровне. Расширение законодательной инициативы государства в области образования способствует постепенному формированию особой группы в структуре терминологии педагогики – нормативно-правовые понятия и термины,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=