Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 91 Начиная с XVIII века, в России складываются специфические условия для становления и развития теории и практики обучения. К ним относятся признание значимости воспитательной, просветительской и идеологической функций образования, проявившееся с реформ Петра I на государственном и общественном уровне; расширение сети учебных заведений, географического и социального охвата ею населения; формирование структуры и отлаженной системы управления отечественным образованием при сохранении разнообразия ведомственной принадлежности; унификация учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях соответствующего уровня и типа. Разнообразный эмпирический опыт организации деятельности учебных заведений, осмысление сущности процесса обучения, появление новых педагогических реалий требовали использования в качестве инструмента и средства отражения накопленного знания специальных слов-обозначений для фиксации дидактического опыта. В связи с этим особый интерес вызывает применение терминов, служащих наименованием учебных изданий, поскольку данная совокупность слов-обозначений позволяет оценить роль учебной книги в унификации образовательного процесса на протяжении длительного исторического периода, а также основные тенденции в формировании данной терминологической группы в структуре понятийного аппарата дидактики. Анализ исследований в области методологии педагогики, педагогического терминоведения, истории педагогики позволил выделить несколько направлений в изучении истории становления и развития терминологии отечественной педагогической науки: – изучение процесса развития педагогической терминологии в рамках исторического процесса развития педагогического знания и педагогической практики (Ф. А. Бобков, Р. Б. Вендровская, И. М. Кантор, И. К. Карапетян, И. В. Кичева, Б. Б. Комаровский, А. Н. Рыжов, А. И. Уман и др.); – изучение процесса развития понятий и терминов отраслей педагогического знания (В. С. Безрукова, Е. Христова и др.); – характеристика содержания и объема отдельных педагогических понятий и терминов, существовавших в различные исторические периоды; как правило, это понятия «образование», «воспитание», «обучение», выполняющие категориальную функцию в педагогической науке (Л. И. Атлантова, А. П. Булкин, Р. М. Тагиева и др.); – исследование педагогических понятий и терминов в рамках анализа творческого наследия отдельных ученых, практиков, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие педагогической теории и практики (Т. С. Буторина, Е. Ю. Илалтдинова, С. М. Марчукова, А. С. Михашина и др.). Однако, следует отметить, что развитие терминов, обозначающих учебные издания, как структурно-функционального компонента терминологии дидактики, в настоящее время не получило широкого освещения в научно- педагогической литературе. В данном исследовании под термином понимается «слово (или словосочетание) специальной сферы употребления, являющееся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=