Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 79 него желанным суррогатом мыслей» [23, с. 16]. Досуг всегда будет иметь огромное значение для человека с позиции его духовного раскрытия. «Считается, что счастье заключено в досуге» [3, Т. 4, с. 282], – эти слова Аристотеля актуальны и для современной культуры. «Назначение человека – деятельность души» [3, Т. 4, с. 64], «и счастьем мы называем [тоже] деятельность души» [3, Т. 4, с. 74]. Ежедневное распределение свободного времени оказывает на личность воздействие, изменяя её в худшую или лучшую сторону. По мнению Аристотеля, наивысшая добродетель или попытка её достигнуть – это «художественный и эстетический досуг» [2]. С древности до современности, само понятие «досуга», его формы, конечно, претерпевали изменения. Во-первых, с точки зрения аксиологии ( ценностно): сегодня особой ценностью является сама личность любого человека и свобода личности на самовыражение. Досуг выступает способом проявить свою внутреннюю активность. В постсоветском пространстве это повлияло на появление субкультур (эмо, готы, рокеры, панки и др.). Во-вторых, досуг сегодня стал регулятивным – централизованно (в т.ч., через государственную молодёжную политику и проекты организаторов работы с молодёжью) и самоорганизованно (виды и формы досуговой деятельности создаются самим обществом). И, наконец, трансформировался досуг и форматно – например, игры, социальные сети – тоже досуг [2]. Если во времена Платона досуг был синонимом «занятиям философией», а для Аристотеля – обязательное условие счастливой жизни, теперь это любое свободное время, нуждающееся в культурном планировании. Досуг советской молодёжи можно отнести к традиции «праздной»: «сфера досуга наполнилась массовой культурой, при которой досуг стал ассоциироваться с развлечением, расслаблением, наслаждением. Элитарное искусство стало ориентироваться на общественные массы и потеряло высокие смыслы, ориентируясь лишь на широкий спрос» [2]. Это касается кино, музыки, книг, моды, даже спорта XX века. С другой стороны, в советский период государственная молодёжная политика ориентировала граждан не на праздность, а на труд и подвиг. И сама коммунистическая партия с диктуемыми высокими моральными идеалами была далека от сферы массового потребления. При переходе к рыночной экономике на рубеже XX-XXI веков в Россию проникло понятие «шоу-бизнес», западная идеология ворвалась и в сферу культуры, искусства. Произошла подмена досуга целой эпохи на коммерческое «шоу» – зрелища стали эффектными, но без социально-культурной составляющей, появились легальные азартные игры (казино, игровые автоматы), сменились приоритеты в массовом сознании – библиотеки и музеи на ночные клубы, массовая попкультура проникла в театры и на концерты. Осознанная обществом после перестройки прямая связь между ростом преступности, хулиганства и вредных привычек у молодёжи и её общественной активностью, занятостью в свободное время позволила вывести досуг на качественно новый уровень под контролем уже не рабочих клубов и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=