Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 78 Ю. В. Назарова, М. В. Смелова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА Статья посвящена рассмотрению культуры досуга – её аксиологических смыслов и значения в социокультурных практиках работы с молодежью, направленных на профилактику девиантного поведения в молодежной среде. Как одно из средств такой профилактики, в статье описано использование проектной технологии в социально-культурной деятельности. На основании описания вариантов использования проектной технологии, применяемых в профилактической работе (на примере реализованного проекта) проводится анализ перспектив аксиологического воспитания, и делаются выводы о его роли в профилактике девиантного поведения в современных условиях. Ключевые слова: социокультурные практики в работе с молодежью, культура досуга, аксиологические смыслы досуга, досуговая деятельность, девиантное поведение, первичная профилактика, проектная технология, аксиологическое воспитание. Yu. V. Nazarova, M. V. Smelova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN WORKING WITH YOUNG PEOPLE: AXIOLOGICAL MEANINGS OF LEISURE CULTURE The article is devoted to consideration of leisure culture – its axiological meanings and values in the sociocultural practices of work with young people, aimed at prevention of deviant behavior in youth environment. As one of the means of prevention, this article describes the use of project technology in socio-cultural activities. Based on the description of variants of design technologies used in preventive work (on the example of the implemented project) the analysis of the prospects of axiological education is carried out and the authors draw conclusions about its role in the prevention of deviant behavior in modern conditions. Keywords : socio-cultural practices in working with youth; the culture of leisure, axiological meanings of leisure, leisure activities, deviant behavior, primary prevention, project technology, axiological education. Ещё с древности досуг рассматривался философами как важнейшее условие душевного равновесия и гармонии в жизни. Артур Шопенгауэр связывает понятие счастья, настроения, состояния здоровья с надлежащим, дельным досугом, а понятие досуга – с поиском себя. «Досуг человека имеет такую же цену, как и сам человек» [23, с. 22], «Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к отсутствию боли, к покою и досугу» [23, с. 15], «Досуг – это цвет или, лучше, плод существования каждого человека» [23, с. 16]. Застой, пустота и скука на досуге, без пищи и интеллекта, по Шопенгауэру, приводят к увлечению азартными играми, вином и т.д., без духовных потребностей. «Нет их – ограниченный человек старается помочь себе треском и громом, всем, что попадётся ему под руку. И сигара будет для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=