Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 72 деятельность человека в мировом процессе обусловлена осознанием цели своих действий. Действительно, антропоцентрическая направленность представления Соловьева о мировом прогрессе проявляет себя не только в том, что человек есть «осуществляющаяся потенция Всеединства и центр всеобщего сознания природы» [2], но и в том, что человек способен достигнуть Всеединства, даже пребывая в состоянии далеком от совершенства. Именно к осуществлению Всеединой Идеи направлен весь исторический и космический процессы – в этом заключается телеологичность всего мирового развития. Формирование «всецелой человеческой организации» [4] на основе установления теургии, теократии и теософии. Этот синтез трех элементов или теософия есть необходимое условие цельного знания. Теократия выступает как единство «церкви, государства и экономического общества» [4], реализация принципов которой способствовала бы преображению общества на основе принятия и следования христианских догматов. Теургия представляет собой синтез «мистики и изящных, технических художеств» [4], предполагающий обладание божественной истиной и способностью творить. Все части составляют единое «религиозное целое» [4], ведущее к единой цели. Действительно, Соловьев предполагает наличие направленности на определенную разумную цель, в достижении которой человек должен «принимать более сознательное и деятельное участие» [4]. Только формирование индивидуальности человека, понимаемое не как обособление себя, а как «сближение с другими» [7], может привести к единству всех. Задачу сохранения и развития индивидуальности Соловьев ставит любви, которая, преодолевая эгоизм человека, выводит его из раздробленного и разобщенного состояния к единству Всего и во Всем. Путем «столкновения с миром другого человека» [7] возможно не только понимания своего собственного бытия, но и упразднение разделяющей линии между собой и другим. Можно сказать, любовь рассматривается как преодоление дискретности атомов, ведущее к Всеединству. Таким образом, в метафизике Всеединства Соловьева осуществляется «синтез философии, науки и религии» [4], отмеченный в попытке философски интерпретировать научный мир. Единственным условием этого синтеза является то, что философия, наука и религия с разных сторон и на разных уровнях воплощают идею Абсолютного Всеединства – все должно соответствовать Всеединству. Литература 1. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. [Электронный ресурс] // Публичная библиотека : [сайт] . URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOLOV%27EV_Vladimir_Sergeevich/_Solov%27ev _V.S..html (дата обращения: 22.12.2016).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=