Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 71 необходимом синтезе этих теорий. Указывая на возможность обретения истины исключительно благодаря «внутреннему опыту» [4], Соловьев подчеркивает независимость такого опыта ни от чувственного, ни от рационального способов. Мистицизм, таким образом, рассматривается не как постижение «внешних явлений» [4], а познание сущности предметов, определяемое из их отношений к Абсолюту. Другими словами, это есть рассмотрение существования как «всеобщего и целостного организма» [6] просто теория бытия и жизни как всеобщего и целостного организма. Такая «интуитивно-мистическая» [5] основа постижения истины позволяет человеческому сознанию заглянуть в подлинную действительность, в процессе которого человек обретает смысл своего бытия. Таким образом, мы можем наблюдать превознесение мистицизма, облекая его в логическую форму, что характерно и для превращения религии в науку. Такое представление о целостности бытия является предпосылкой реализации «универсального синтеза науки, философии и религии» [5]. Важной установкой, которой руководствуется Соловьев в понимании исторического развития, является его представление об органическом мире не как о созданном творческой силой, ибо в этом случае весь действительный мир должен был обладать совершенством, а как о длительном и неоднородном мировом процессе, в котором господствует принцип конкуренции. О сложности такого процесса свидетельствуют наличие «неоконченных набросков неудачных созданий: мегатерии, плезиозавров, ихтиозавров, птеродактилей» [3], упразднение которых свидетельствует о несоответствии их замыслу Творца. Мировой процесс подразумевает наличие определенных ступеней развития, каждый из которых важен для Мирового Зодчего – это вторая важная особенность философа. Принцип эволюционизма Соловьева дополняется эстетической установкой. По этой причине не обладающие красотой виды исчезли, либо «лишены самостоятельного значения, как, например, вши и клопы» [3], либо рассматриваются как переходный этап к новой форме, как это наблюдается у бабочек. Вполне вероятно, что такие рассуждения Соловьева соответствовали духу его времени. Об эстетическом характере мирового прогресса свидетельствует и то, что возможность запечатлить свой род природа дает бабочкам, а не личинкам, то есть той форме, которая обладает красотой. Однако, соразмерность формы не является единственным критерием красоты – «внутренняя интенсивность» [3] есть не менее важная необходимость. По этой причине Соловьев приводит органическому миру своеобразную иерархию. Так, растительный мир представляет собой господство «организации над стороною жизни» [3]. В животном мире «интенсивные проявления жизненности» усиливаются, а в человеке происходит синтез «силы и полноты внутренних жизненных состояний» [3] и «наисовершеннейшей формы» [3]. Таким образом, для мирового процесса характерно наличие двух целей: это «воплощение реальной идеи» [3] посредством природных сил и сотворение человека, заключающего в себе совершенство формы и «высшее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием» [3], при этом сама

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=