Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 70 она осуществляется. Такое взаимопроникновение двух начал способствует восприятию этого предмета как «воплощенной идеи» [3]. С «постепенным воплощением этой идеи» [3] связана важная особенность философских взглядов Соловьева – эволюционизмом, проявляющимся в понимании философом возможностей постепенного развития мира и человека без «революционных скачков» [2]. Первоначальной установкой для адекватного понимания развития Вселенной является рассмотрение мира как живого организма. Такое восприятие возможно при установлении в основаниях «форм общечеловеческого существования», являющихся основным «содержанием всего исторического развития человечества», начал, которые непосредственно присуще самому человеку. Эти начала для Соловьева есть воля, мышление и чувство. Предметом первого является «объективное благо» [4], для достижения которого необходимо установление «экономического общества» [4], призванное обеспечить материальные потребности человека, политического общества, обеспечивающего справедливость и порядок, и общества духовного, в котором пребывает абсолютное благо. Предметом мышления является истина, которая может быть представлена человеку: 1) на эмпирической основе, то есть через науку; 2) посредством «логического совершенства» [4], определяющего философию; 3) через религию, рассматривающую абсолютное знание. Для каждой из этих форм цельного познания характерно наличие некого основания, так, в науке – это «реальный факт» [4], в философии – это «общая идея» [4], а в религии – это «абсолютное существо» [4]. Выполняя свою собственную функцию, каждая из форм является самодостаточной, однако, только их синтез способствует достижению цельного знания. Все элементы системы внутренне взаимосвязаны, чем отличается и вся философия Всеединства Соловьева, так, научное знание соответствует «экономической области» [4], философское – политической, а религиозное соответствует «духовной области» [4]. Другой формой «общечеловеческого организма» [4] является чувство, рассматриваемое как «объективное выражение» [4], и провозглашающее главный принцип красоты. Иерархичность творческой области определена степенью красоты, так, например, полнота и ее движется от технического искусства к изящному, а в мистике обретает всецелое и полное воплощение. Все эти формы в раннем периоде исторического развития находились в едином состоянии. Цельное знание, выступающее как синтез «религии, философии и науки» [4], вовлекается в более глубокое символическое пространство путем установления внутреннего единства философии. Это достигается в поисках нового способа постижения истины. Критикуя эмпиризм за его ограниченное условие постижения исключительно явлений «чувственного опыта» [5] и рационализм, установивший критерием истинности «форму разумного» и превозносящий «чистое мышление», Соловьев приходит к заключению о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=