Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 55 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АСПИРАНТОВ И МАГИСТРАНТОВ А. В. Журавлева Московский православный институт святого Иоанна Богослова ГОГОЛЬ И ЛЕОНТЬЕВ: ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В статье проводится сравнительный анализ эсхатологических воззрений Николая Гоголя и Константина Леонтьева. Выявляется общая основа, которая характерна для русского национального самосознания, связанного с византийской традицией. В этом контексте раскрываются особенности этического пессимизма Леонтьева, который становится основой философии русского консерватизма. Ключевые слова: русская литература, русская философия, эсхатология, этика, философия пессимизма, византийский духовный тип, консерватизм. A. V. Zhuravleva St. John the Theologian's Moscow Orthodox Institute (Moscow, Russia) GOGOL AND LEONTIEV: FEATURES OF RUSSIAN ESCHATOLOGICAL WORLDVIEW The article presents a comparative analysis of the eschatological views of Nikolai Gogol and Konstantin Leontiev. It reveals a general framework, which is characteristic of Russian national identity associated with the Byzantine tradition. In this context, it reveals the features of Leontiev`s ethical pessimism, which is the basis of the philosophy of Russian conservatism. Keywords: Russian literature, Russian philosophy, eschatology, ethics, philosophy of pessimism, the Byzantine spiritual type, conservatism. Некоторые темы имеют сквозной характер для понимания национальной идентичности. Так, для раскрытия своеобразия отечественной культуры важнейшим является вопрос о том, что такое эсхатологическое мышление и вообще эсхатологическое мировосприятие для русского национального самосознания. «Эсхатологический вопрос» всегда возникает в контексте постановки фундаментальных проблем бытия – смысла жизни и смысла истории. Именно постановка этих вопросов и отличает русскую религиозную философию. Как отмечает А. Г. Гачева: «Эсхатология, с точки зрения русских религиозных мыслителей, не обесценивает историю. Напротив – придает ей смысл, который не стирается временем, выводит ее из эмпирии в эмпирею, соединяет небесное и земное, делает текущее причастником вечности» [1, с. 161]. Достаточно полно и емко эсхатологическая доминанта русского национального самосознания выражена в известных словах Н. А. Бердяева из его «Русской идеи»: «… мы, русские, апокалиптики или нигилисты» [2, с. 157]. Нигилизм, помноженный на апокалиптику, и есть своеобразная «формула» русского эсхатологического мировосприятия, которое отразилась буквально на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=