Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 53 выживших женщину и ребенка, вакцина найдена, мутировавшие люди не являются людьми, это лишь кровожадные животные, не имеющие ничего общего с человеческой расой, человеческими ценностями. Данное противопоставление людей и нелюдей наиболее благожелательно воспринимается американскими зрителями, это и обусловило конец экранной версии фильма. Но наиболее человечной выглядит режиссерская версия. Характерной идеей для этого фильма выступает формирование социума, социализации новых обитателей Земли после катастрофы. Данный фильм заостряет внимание на проблеме человечности, ценности жизни. Примером другой разновидности фильмов постапокалипсиса выступает фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015 г.). Здесь мир представлен после апокалипсиса, падения цивилизации. Власть становится главной ценностью этого постапокалиптического мира, процветает социальное неравенство. Артефакты давно исчезнувшей цивилизации используются в милитаристских, личных, эгоистических целях. Процветает бандитизм и власть отдельных тиранов (например, Несмертный Джо). Тиран обожествляется. Формируется новый своеобразный религиозный культ, он наделяется привилегиями, которых лишены остальные. Мир опустошен, бесплоден. Главные материальные ценности – такие ресурсы как вода, продовольствие, бензин, машины, оружие, здоровые женщины. Позитивная идея фильма – борьба, бунт против тирана, передел власти, захват редких ресурсов во имя уравнивающей справедливости. Данный фильм иллюстрирует, что апокалипсис – это событие, которое помогает захватить власть над людьми тем, кто не обладает моральными качествами. Постапокалипсис воспринимается не как полный конец истории и человечества, а конец развитых форм, цивилизации, культуры, духовный кризис. Рассмотренные произведения показывают произошедший за время развития жанра постапокалипсиса интеллектуальный сдвиг в выборе тем и идеологии, целевой аудитории. Фильмы постапокалиптики середины двадцатого века сконцентрированы на философии холодной войны, связанных с опытом мировых войн и страхом перед Третьей мировой. Они рассказывают зрителям о том, как опасно жить в мире, где есть оружие массового уничтожения. К концу XX века – в начале XXI века в философии постапокалиптики появляются размышления о будущем человечества после наступления глобального катаклизма, инопланетного вторжения, заражения опасным вирусом, что же может погубить человечество и как его спасти (загрязнение, глобальное потепление и т.д.). Современные произведения постапокалиптического жанра апеллируют к страху за «темное будущее», который в наибольшей степени проявляется у подростков, в этом многие исследователи, блоггеры видят основу популярности жанра у данной категории читателей, зрителей [См.: 2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=