Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 48 климата и природно-географических условий местообитания и т.п.); 2) духовная, технологическая деградация человечества (в духовном плане – характерна ценностная и культурная аномия, руководство в своих действиях мотивом «благо для себя», эгоистическими принципами, в техногенном плане – заброшенные, разрушенные города и поселения или их части, отсутствие техники или ее упадок, равномерное распределение уцелевшей техники и владение ею); 3) пандемия (генетический эксперимент, вирус, мутация, мутируют люди, животные, растения, вирусы и т.п.); 4) деление на «своих» и «чужих» (свободные и рабы, «чистые» люди и генноизмененные люди, выжившие и мутировавише, противопоставление выживших друг другу как врагов в сфере борьбы за исчезающие ресурсы и т.п.); 5) борьба рас, борьба сама по себе (человечество и новая раса); 6) космическая угроза существованию человечества, Земли (пришельцы, инопланетный разум, разум- океан, астероид, космическое тело и т.п.); 7) политический кризис (затяжные войны, противостояние наиболее сильных держав, идея создания единого правительства для всей земли). Отдельно можно отметить зародившийся в Росии в конце XVIII века такой жанр как антиутопия (или дистопия, какотопия). Идеи антиутопии, «темного будущего» могут использоваться в жанре постапокалиптики. Также антиутопия выступает самостоятельным жанром. Для антиутопии характерны наличие нежелательного общества (сообщества, влиятельной группы лиц), дегуманизация и иные характерные черты упадка, коллапса, распада общества, тоталитарная форма власти, экологическая катастрофа. Антиутопия выходит на реальные проблемы общества, которые существуют в сфере политики, религии, технологии и экономике. Необходимо отметить, что жанр постапокалиптики не ограничивается только литературой и кинематографом, он также популярен в сети Интернет, в виртуальной реальности. В первую очередь, мы бы хотели рассмотреть в рамках данной статьи репрезентацию жанра постапокалиптики в кинематографе в хронологическом порядке. При расмотрении данного жанра в кинематографе помимо имеющихся общих черт и тем, нельзя подобрать идентичные критерии и универсальные черты, характерные для картин данного жанра. Миры постапокалипсиса воплощены во множестве современных фильмов, имеют индивидуальные черты, сценарные ходы, одна и та же идея может раскрываться по-разному. Фильмы жанра постапокалипсис на протяжении всего своего существования постоянно меняются. Начиная от спецэффектов, заканчивая преобладающими сюжетными линиями. Картины данного жанра появляются в кинематографе примерно с середины прошлого века. В основном сюжет основывается на важных темах времени: холодная война, освоение космоса, угроза Третьей Мировой войны и т.д. Например, одним из таких фильмов является фильм «День, когда Земля остановилась» (1951 г.). Мир находится в разгаре холодной войны, на Землю прибывают пришельцы. Они ставят ультиматум населению Земли о прекращении ядерных испытаний. Люди в ужасе от инопланетных пришельцев, от потенциальной или воображаемой угрозы своему существованию. Фильм повествует о стремлении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=