Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 42 проявлениями современного общества, мы приходим к выводу, что духовная и этическая составляющие понятий личность, индивидуальность все более стираются и теряют свою значимость. Самобытность и свобода человека меркнут перед жесткими критериями успеха. Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем обозначить основные принципы общества и социальной системы, по мнению автора произведения «Игра в бисер» Г. Гессе, ведущие к достижению успеха, но тормозящие раскрытие внутреннего потенциала. К ним относятся: борьба с природными задатками, желание подстроиться под общественные критерии успеха; следование четким правилам и отработанным методам на пути к саморазвитию; избежание совершения ошибок, стремление быть лучшим во всех сферах жизни; посредственное отношение к выбору средств и путей достижения успеха; стирание самобытности и индивидуальности личности на пути к славе и успеху. Философское произведение Г. Гессе «Игра в бисер» затрагивает не только проблему успеха, но и раскрывает вопросы поиска предназначения на примере жизненного пути главного героя И. Кнехта. Стремление к духовному восхождению и самопознанию являются отличительными качествами этого удивительного человека. Главный герой ярко проиллюстрировал соответствующие жизненные принципы на примере стихотворения «Ступени». Можно видеть, как Кнехт призывает «сделать жизнь трансцендентальным движением» [2], не зная страха и печали идти вперед, открываться миру, исследовать окружающую действительность. В продвижении от «дали к дали» главный герой видит спасение души от внутреннего застоя и праздности. Примером этого служат строки: «Но только тот, кто с места сняться в силах, Спасет свой дух живой от разложенья…» [2]. Жизненный путь главного героя не представляет движение к какой – либо одной цели, душа И. Кнехта не ищет конечного пункта назначения. Высшая цель для героя – познание истины вещей. Каждый новый отрезок жизни является стремлением оказаться в центре себя. Это путь от точки к точке. Но, как утверждает сам герой, он не является непрерывным и прямолинейным. Можно проследить, что в один период миссия Кнехта заключается в защите интересов Касталии перед другом из «внешнего мира», затем он выступает посредником между двумя Орденами – касталийского и католического. Вскоре герой удостаивается почетного звания мастера игры в бисер, и, наконец, в конце жизненного пути возвращается к корням, понимает, что хочет стать простым, несущим свет и знания молодежи, учителем «вмиру», из которого вышел сам. Жизнь И. Кнехта – это движение по кругу, которое каждый раз возвращает героя к самому себе, заново пробуждая его. Можно сказать, что Г. Гессе, обосновывает течение жизни с позиций учения Ф. Ницше о вечном возвращении: «Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает… В каждый миг начинается бытие. Центр всюду. Кривая — путь вечности» [3]. В противовес жизненной позиции Кнехта можно поставить стремления современного человека. Ради чего мы живем, что ищем, за что боремся? В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=