Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 40 основа современного общества. «Успех – это, прежде всего, ценность и мотивация, цель жизни, определенная задача, диктуемая состоянием социокультурной среды. Ориентированность на успех, стремление к его достижению в различных сферах, являются структурными элементами социальной реальности, определяющими поведение общества» [1]. Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что проблема достижения внешнего успеха в современном обществе поставлена достаточно остро. Полки книжных магазинов, интернет ресурсы, всевозможные тренинги успеха предлагают быстрые и точные методы самореализации, гарантируют счастье и быстрое исполнение всех желаний. Но так ли происходит на самом деле? Все чаще мы сталкиваемся с обратным результатом: несмотря на внешнюю самодостаточность, человек впадает в депрессию, чувствует себя отчужденным от мира и глубоко несчастным. Он добился признания и уважения, но потерял себя, его внутренний потенциал остался нераскрытым. Существующее глубокое противоречие между человеческой сущностью, его предназначением и запросами социума обосновывает актуальность выбранной нами темы исследования. Для анализа данной проблемы мы использовали философское произведение Германа Гессе «Игра в бисер». Это произведение, являясь жизнеописанием судеб героев, раскрывает всю палитру человеческих и социальных противоречий на пути к истине и самопознанию. Современные бизнес-источники и тренинги личностного роста дают готовые, отработанные советы по достижению успеха, утверждая, что таким образом можно познать себя. Внешне человеку предлагают свободу саморазвития, но методы и средства четко определены и пересмотру не подлежат. Утверждение, что проверенное всегда надежно, человек воспринимает как непреложную истину. С одной стороны, выбор есть, но внутренняя свобода потеряна. Итак, проблему внутренней и внешней свободы на пути к себе можно ярко проиллюстрировать на примере произведения Г. Гессе «Игра в бисер». Один из эпизодов произведения представляет собой рассуждения мастера музыки на тему «свободных профессий». Словами героя приводится доказательство видимости свободы при выборе «важных и нужных» профессий. Мастер музыки утверждает, что свобода молодого человека ограничивается лишь выбором будущего поля деятельности: «После этого свободе конец» [2]. Выбрав какую-либо профессию, каждый стремится полностью реализоваться в ней, стать известным в своей сфере, достойным уважения и почитания. Но при этом человек оказывается «рабом низменных сил, он зависит от успеха, от денег, от своего честолюбия, от своей жажды славы, от своей угодности или неугодности людям» [2]. Путь к успеху, как замечает мастер музыки, обрекает нас на противостояние с собой и с другими. Достижение честолюбивых целей делает человека хитрым и упрямым, но становится ли он от этого сильнее? И в чем заключена настоящая сила, в соперничестве или в принятии и познании себя? Мы видим, что в борьбе человек достигает лишь кажущихся свободы и счастья, на самом деле теряя чувство собственного «Я».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=