Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 18 С. В. Варава Московский православный институт святого Иоанна Богослова СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В статье рассматривается вопрос о социальных измерениях русской философии. Показано, что русские мыслители отказываются в социальном видеть только социальное, видя в нем всегда нечто большее, связанное с духовно- нравственным возрастанием человека. Ключевые слова: русская философия, этика, человек, нравственное совершенство, социальное, общественная мораль. S. V. Varava St. John the Theologian's Moscow Orthodox Institute (Moscow, Russia) SOCIAL ETHICS IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN PHILOSOPHY The article deals with the social dimensions of Russian philosophy. It is shown that Russian thinkers refuse to see the social in social terms only, seeing in it always something more, connected with the spiritual and moral growth of a person. Keywords: Russian philosophy, ethics, man, moral perfection, social, social morality. Если попытаться обозначить сущность взаимоотношения этики и социальных наук в контексте отечественной философии, то уместным будет такая формулировка: не все этические проблемы носят социальный характер, но все социальные проблемы носят ярко выраженный этический пафос. Этика выступает в роли социального субстрата русской философии. Отчасти это обусловлено «этикоцентризмом» русской философии как наиболее сущностной ее чертой, отмеченной многими авторитетными знатоками отечественной мысли. Но в большей мере это связано с особым характером социальной мысли в России, которая ставила и решала проблемы, выходящие за рамки строго очерченных и концептуальных границ социальной философии. Иными словами, социальная мысль в России носит метасоциальный характер, и в этом смысле она центрируется не социологическими категориями, а этическими вопрошаниями. Отечественные философы по-преимуществу видят в общественной организации человека не «социальную механику», а духовные начала и нравственные принципы, которые в социальной сфере могут проявиться даже более интенсивно, чем в индивидуальной. Общество организуется не столько экономической и политической нуждой (социальная детерминация, из которой исходит философия марксизма), а, скорее, является этически насыщенным пространством , в которой происходит становление человека, его возвышение, преображение, или падение и гибель. Весьма показательным является убежденность в нравственной природе общества, которую неоднократно высказывает А. С. Хомяков. Так, в самом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=