Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 14 «вечно дрейфующее общество на перекрестке цивилизационных магнитных полей» [24, с. 61]. В книгах И. Яковенко мы находим характеристику постсоветского пространства как полуварварской «цивилизации поневоле», окраины цивилизованного мира, особенность которой – расточение цивилизационного ресурса, причем даже не созданного самостоятельно, а произведенного и заимствованного на Западе [25, с. 29]. В работах А. С. Ахиезера обосновывается тезис о теоретической несостоятельности теории локальных цивилизаций, и, следовательно, невозможности мыслить восточнославянский регион в качестве таковой [26]. Для нас очевидна связь принципа национального и цивилизационного нигилизма с трагическими потрясениями в восточнославянском культурном и политическом пространстве ХХ и XXI веков. Поэтому мы считаем контрпродуктивными теоретические и идеологические конструкции, отрицающие историческую и цивилизационную субъектность восточных славян. Гораздо более перспективными являются теории, базирующиеся на презумпции доверия к собственной истории и культуре. К их числу относится концепция российского цивилизациолога Е. Б. Рашковского [27]. Он не отрицает тот факт, что наше цивилизационное пространство имеет черты неопределенности и неоформленности. Но из этого вовсе не следует вывод об отсутствии восточнославянской цивилизации. Гораздо более продуктивным является создание адогматичной трактовки ее устроения и развития. Автор предлагает перспективную идею, согласно которой «цивилизационная неопределенность – не досадная аномалия российского цивилизационного развития, а его парадоксальная, встроенная характеристика» [28, с. 55]. В рамках данной концепции восточнославянская цивилизация представляет собой устойчивую социальную общность, сформировавшуюся: 1) на полиэтнической основе в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола восточного славянства; 2) при исторически сложившейся многоконфессиональности; 3) как диалектический синтез влияний Востока и Запада на собственной культурной основе. Подводя итог, можно утверждать, что к настоящему времени в отечественной социально-философской литературе сформировалась достаточно обширная историографическая база по всему кругу проблем устроения и развития восточнославянской цивилизации. Авторами, принадлежащими к разным отраслям научного знания, многомерно изучены вопросы цивилизационной организации восточного славянства, предложены перспективные идеи относительно перспектив развития восточнославянского цивилизационного региона. Однако, остается открытым вопрос источников и движущих сил развития отечественной цивилизации, оснований ее системного единства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=