Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 13 культурно-исторического типа, автор предлагает считать следующие: 1) «добротолюбие – православие – русская правда»; 2) «нестяжательство – преобладание моральных приоритетов в жизни над материальными»; 3) «гармоничное государственное устройство на основе сочетания широкого местного самоуправления с сильной народной монархией»; 4) особое понимание экономики как домостроительства [20, с. 64-71, 112-143]. Весьма перспективное видение восточнославянской цивилизации предложил известный российский философ А. С. Панарин. Проделав сложный путь интеллектуальной и мировоззренческой эволюции, в своих поздних работах мыслитель пришел к пониманию «русского мира» как «православной цивилизации» [21], Третьего Рима [22]. Так понятая цивилизация имеет ряд особенностей. Во-первых, сложное взаимодействие между архетипами Кочевника (не привязанного к земле пассионария) и Пахаря (хранителя традиций). Во-вторых, для восточного славянства характерно отношение к природе как к дару Неба, а не как к мастерской по изготовлению материальных благ. Поэтому в связке «космос-социум-человек» первичным является космос, предстающий в качестве воплощения божественных энергий. В-третьих, для восточнославянской цивилизации характерна западно-восточная гетерогенность. А. С. Панарин писал, что «Россия – восточная страна по своей структуре, в ней преобладает не индивидно-номиналистическое, а соборное начало. Но в мотивационном отношении она приобщена к западному прометеизму, ее увлекают вселенские проекты фаустовской культуры. На Востоке ее воспринимают «полпредом» Запада, на Западе – носителем восточных начал. Эта неусыновленность России ни в одной из цивилизационных ниш делает ее существование рисковым, а судьбу драматичной» [23, с. 41]. В-четвертых, наша цивилизационная общность никогда не была этнически и конфессионально гомогенной, что способствовало формированию религиозной и национальной терпимости. В-пятых, и это очень важно, «русский мир» всегда отличался выраженной ценностной мотивацией, которую Панарин назвал «ценностной пассионарностью». В-шестых, восточнославянская цивилизация – это не замкнутый культурно-исторический тип, а социокультурная общность, направленная на решение общих для всего человечества проблем. Для нашей культуры всегда была характерна направленность на спасение мира, преобразование его на началах христианских заповедей. Россия, по мысли Панарина, всегда видела свою миссию в объединении человечества при сохранении цивилизационного многообразия культур, в православном глобализме времени, а не в глобализме пространства, который предлагает западная цивилизация. Данная идея русского мыслителя имеет большое методологическое значение для нашей работы. Вторая теоретическая позиция относительно восточнославянской цивилизации состоит в отрицании ее самостоятельного существования и исторического значения. Так, российский автор Л. С. Семенникова утверждает, что «Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде» [24, с. 21]. Разрываясь между двумя цивилизационными полюсами, восточное славянство превратилось в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=