Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 11 усовершенствование должно строиться именно на антикапиталистических основах, которыми проникнут советский строй [9, с. 58]. Значительный вклад в осмысление восточнославянской цивилизации внесла евразийская философская школа. Евразийство – глубоко продуманная и тщательно проработанная концепция, созданная в 20–30 гг. ХХ века в русском зарубежье и затем развитая несколькими поколениями мыслителей. По мнению ее представителей, Россия находится в принципиально отличных от Запада условиях и именно они определяют черты русского хозяйственного и политического уклада. Теоретически обосновывая данное положение, они вводят понятие «месторазвитие». Месторазвитие представляет собой сложное взаимодействие, симбиоз географии и культуры, пространства и этнических особенностей народа, его населяющего. Сторонники данной философской школы убедительно обосновали мысль о том, что евразийское месторазвитие и обусловленный им менталитет не может быть основой реализации капиталистического способа производства и соответствующей ему культуры. В трудах таких теоретиков евразийства как П. Н. Савицкий [10], Г. В. Вернадский [11], Н. Н. Алексеев [12], Н. С. Трубецкой [13] разработана весьма перспективная концепция мультилинейности всемирно-исторического процесса, в рамках которой значительное место уделено анализу самобытной российской культуры. В советское время осмысление цивилизационного устроения восточных славян осуществлялось лишь косвенно, так как противоречило парадигмальным основаниям советской философии и науки, базировавшихся на принципе всеобщности цивилизации и универсальности исторических законов. Тем не менее, многие результаты философской работы данного периода могут быть учтены в ходе проведения соответствующего исследования. Так, определенное значение имеют идеи о сущности материального и духовного производства, структуры общественного сознания, соотношения материального и идеального в историческом процессе. Также перспективное значение имеет концепция, согласно которой в культуре представлено личностное измерение общества, его человеческий потенциал, пронизывающий все сферы жизни. Развитие культуры есть становление и развитие самого человека как субъекта исторического процесса [14]. Новый этап в развитии представлений о восточнославянской цивилизации начался в 90-е годы ХХ столетия. Повышенный интерес к данному исследовательскому феномену был обусловлен, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, после нескольких десятилетий замалчивания стали доступны архивные материалы и тексты отечественных и зарубежных ученых, запрещенных в советское время. Во-вторых, сложнейшие процессы общественной трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, требовали концептуального осмысления проблемы места восточного славянства в новых социокультурных и геополитических реалиях. В последние десятилетия по данной тематике вышли тысячи научных монографий, статей, учебников и популярных изданий. Рассмотреть такое количество источников в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=