Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 104 религиозных текстов. Наибольшей частотой употребления в данной терминологической группе характеризуется термин «катехизис» (39 единиц), что свидетельствует об относительно высокой значимости источника для религиозного воспитания, поскольку используемая в нем вопросно-ответная форма обеспечивала доступность понимания сложных основ веры. Сопоставление количественных данных и результатов контекстуального анализа были определены следующие особенности терминологического поля «учебная книга», характерные для отечественных педагогических текстов XVIII в.: 1. В качестве ядра выступает термин «книга», поскольку он имеет высокую значимость для развития образовательной практики исследуемого периода, обладает максимально широким объемом и содержанием, входит в дефиниции или в контекстуальное значение в качестве определяющего слова, имеет относительно высокую частоту и устойчивость употребления, а также стабильное значение. 2. Периферию терминологического поля составляют наименования дидактических текстов частного порядка, имеющие более узкие объем и содержание и прямо или опосредованно вступающие в логические связи с термином-ядром. Структурная организация периферии представлена следующими компонентами: - первый уровень – наименования учебных книг, используемых для формирования умений и навыков как общеучебных, так и по отдельным учебным дисциплинам («букварь», «азбука», «арифметика», «история», «псалтырь», «катехизис», «словарь» и т.п.); - второй уровень – авторские учебные издания и дополнительная литература («Первое учение отрокам», «Арифметика профессора Аничкова», «История универсальная Дильтея», «Видимый свет» и т.п.); - третий уровень – вспомогательные учебные издания («таблица», «таблица азбучная», «таблица хронологическая», «руководство к чистописанию» и т.п.). 3. При наличии достаточно стабильного лексического значения у терминов группы не проявляются устойчивые понятийно-терминологические связи, что свидетельствует преобладание номинативной функции, заключающейся в наиболее точном обозначении средств, используемых в дидактических целях в учебном процессе. 4. Динамика изменения частоты употребления позволяет сделать вывод о том, что данная группа терминов наиболее активно реагирует на изменения в содержании образования, ее значимость повышается под влиянием процессов унификации учебного процесса в масштабах национальной системы образования. В целом можно сделать вывод о том, что на протяжении исследуемого исторического периода происходило постепенное накопление эмпирического опыта о наиболее эффективных способах применения учебной литературы в образовательной практике, что стало основанием для разработки теоретических подходов к определению ее роли в стимулировании познавательного интереса и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=