Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 103 названий учебных пособий по предметным областям выявило преобладание учебной литературы по гуманитарным предметам (грамматика, история, классические и иностранные языки, риторика и т.п.) (см. Таблица 2). Данный факт объясним влиянием традиций классического образования на отечественную практику исследуемого периода, а также тем, что изучение иностранных языков требовало привлечение источников на языке оригинала для формирования соответствующих навыков. Таблица 2. Распределение состава учебной литературы по предметным областям Предметные области Количество наименований (%) Гуманитарные 65 Естественнонаучные 19 Физико-математические 9 Светская нравоучительная литература 7 Во-вторых, в педагогических текстах XVIII века применялись названия учебных пособий как с указанием их авторской принадлежности («Арифметика профессора Аничкова», «Грамматика немецкая господина лектора Гелтергофа», «История универсальная Дильтея», «Математика чистая Вендлерова», «Сокращение Вольфово», «Сокращение Тюммигово Вольфианской философии на латинском языке», «Зерцало человеческого жития Брюса» и т.п.), так и без ссылок на авторов издания («География Всеобщая и Российского Государства», «История универсальная и партикулярная», «Часть первая Арифметики» и т.п.). Однако следует отметить, что труды Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» (изданный под названием «Видимый свет» на латинском, русском, немецком, французском и итальянском языках в типографии Московского университета в 1768 г.) и «Зрелище Вселенныя» (изданный на латинском, русском, немецком языках в Санкт-Петербурге в 1788 г. в переработке Ф. И. Янковича де Мириево) упоминаются в педагогических текстах без ссылок на авторство. В группу «Литература религиозного содержания» вошли наименования священных текстов («Библия», «Десятослов», «Изъяснения Евангелия», «Новый завет», «Псалтырь»), богослужебных книг («Апостол», «Часослов» («Часовник»), руководств, содержащих основные положения христианского вероучения («Катехизис», «Катехизис краткий» («Катехизис сокращенный»), «Катехизис пространный», «Катехизис грекороссийского исповедания» и т.п.). Объем данной группы составил 19 наименований с общей частотой употребления 120 единиц. Основная функция литературы религиозного содержания – воспитательная, поскольку она формировала мировоззрение, нормы отношений и поведения в соответствии с догматами христианской религии. Однако, ее использование в учебном процессе обеспечивало достижение дидактических целей - для формирования навыков чтения на церковнославянском языке, необходимом для понимания содержания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=