Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 102 функциональные особенности азбуки и букваря – азбука применялась для изучения алфавита и слогов, а букварь – для развития навыков чтения. В-третьих, термины «азбука» и «букварь» применялись также для обозначения учебной дисциплины, потому что на их изучение отводилось специальное время в течение учебного дня: «Когда кто азбуку выучит, тогда начинает катехизис и таковых особливо уже отделить от азбучных, а таким же образом поступать и с теми, кто, окончив первые две, нравоучительную книгу начинает, которую окончивши, переводить учеников в другую комнату для обучения писать и арифметики с таблиц в азбуке печатных» [10, c. 333]. Термин «таблица», обозначающий учебное пособие для формирования навыков чтения, письма и счета, начинает активно применяться в педагогических текстах со второй половины XVIII в. Таблицы оформлялись как приложение к азбуке (букварю), так и в отдельном виде. Первоначально они использовались для наглядности при изучении букв и цифр («таблица азбуки гражданской», «таблица азбучная», «таблица в азбуке печатная», «таблица для складов», «таблица о познании букв», «таблица о чтении» и т.п.). Впоследствии функциональные возможности таблиц были расширены, и они начали применяться как средство систематизации учебного материала в других учебных дисциплинах: « Таблица ни что иное есть, как выписка, или краткое содержание какого ни есть сочинения или книги, в котором все главные части, отделения и сих разделения так представлены, что все в надлежащем соединении легко и удобно видеть можно» [11, c. 12]. Данный факт обусловил появление в педагогических текстах таких словосочетаний, как «хронологическая таблица», «таблица частей России» и т.п., которые характеризуются низкой частотой употребления в связи с ограничением контекста источника. Одним из обязательных компонентов в перечне общеучебных умений и навыков в отечественной практике образования XVIII века выступало умение чистого письма. Формирование его осуществлялось с использованием специального учебного пособия, содержащего образцы написания букв и цифр. Это обусловило появление в педагогических текстах термина «пропись» («руководство к чистописанию», «экземпляры самого чистого письма»). Данный термин встречается в источниках с частотой 25 единиц, его употребление связано, в первую очередь, с изучением словесных наук. Так, например, Уставом народных училищ в Российской Империи 1786 г. прописи включены в состав обязательной литературы 1 и 2 классов главных народных училищ для обучения основам Грамматики и при изучении иностранных языков [7, Т. XXII, c. 646-648]. Значительное место в структуре терминологической группе, служащих наименованием учебных изданий, занимают термины, обозначающие учебные пособия по отдельным предметным областям («Арифметика», «География», «Грамматика», «История» и т.п.). Объем данной группы составил 112 наименований с общей частотой употребления 194 единицы. Систематизация терминов позволила выявить следующие особенности использования данной группы терминов в педагогических текстах XVIII в. Во-первых, распределение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=