Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 97 в Послесловии к изданию «Атласа» 1910 г. и пишет, что хотя это пособие имело много недостатков и получилось весьма дорогим, его тираж в 2000 экземпляров разошелся в 3-4 месяца. Возможно, такие взаимоисключающие факторы, как успех и высокая цена пособия, побудили Тростникова подготовить издание другого варианта – с собственными картинами. 4. Был ли Тростников автором тех 6 картин, которые включены в «его» модификацию «Атласов»? Это представляется маловероятным. Но, к сожалению, мы не обнаружили никакой информации об ином создателе или другом источнике этих изобразительных материалов. В одном из антикварных каталогов нам удалось обнаружить репродукцию с одной из стенных картин Тростникова: Haymaking, ~1890, poster, paper, lithograph, 51 x 69 cm, hand retouched (painted), compiled and published by M.A. Trostnikov, G. Laakman, Yuryev (Tartu) / Сенокос, ~1890 г., плакат, бумага, литография, 51 x 69 см, ручная подрисовка, составил и издал М. А. Тростников, Г. Лаакман, город Юрьев (Тарту). – Vitber. Art & Antiques – http://www.vitber.lv/en/lot/21005. Год издания указан ошибочно. С «картинами Шрейбера» дело обстоит следующим образом. Иоганн Фридрих Шрейбер – не художник, а издатель. Знаменитое немецкое издательство «Esslingen Verlag Schreiber» существует по сей день, его основатель Якоб Фердинанд Шрейбер родился в 1809 году в Ульме, в три года он остался сиротой и вырос в детском доме. Юноша учился в литографической мастерской Георга Эбнера, а когда ему исполнилось 22 года, приехал в г. Эсслинген (недалеко от Штутгарта) и начал свое дело. Это было время, когда изобретение и развитие литографии позволило начать выпуск сравнительно дешевых иллюстрированных изданий, и спрос на такого рода литературу непрерывно рос. Шрейбер с самого начала сделал ставку не на удовольствие и развлечение публики, но на издания, обладающие определенной образовательной ценностью – начал выпускать иллюстрированные пособия для учителей и учеников. Это оказалось весьма прозорливым решением – в Европе того времени педагоги обратились к наглядному обучению как к некой панацее, и очень скоро серии учебных картин – так называемые «первоначальные уроки для молодежи» Шрейбера, стали незаменимым средством обучения в немецко-говорящих странах. На момент смерти основателя (1867 г.) в компании уже насчитывалось 70 сотрудников, наследники с успехом продолжили семейное дело. В 1880-х годах с изобретением техники полноцветных изображений (chromos) коммерческий проект «Schreiber's Bilder-Werke für den Anschauungs-Unterricht in Schule und Haus» (Картины Шрейбера для начального обучения в школе и дома) завоевал не только рынок Германии, но также Швеции, России и Южной Америки. А когда Шрейбер начал печатать книги с «движущимися картинками» мюнхенского художника Лотара Меггендорфера (Lothar Meggendorfer), к издательству пришла всемирная слава. [1, с.9; 19, с. 1-2; 21]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=