Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 96 Птички весело запели. Люди вышли из своих убежищ. Они жалели, что дождь помешал убирать сено. Скажи о туче, молнии и громе! о косцах! о ласточках! о грозе! – Что сделали люди во время грозы? – Что было после грозы?» [9, с. 16]. Видимо, многие педагоги критиковали «Атласы» Тростникова за то, что их изобразительный ряд был далек от реальной жизни прибалтийских крестьян. Он отвечал: «нельзя считать недостатком … то, что … некоторые картины изображают заграничную, а не нашу жизнь. Умеющий говорить о заграничных: крестьянской комнате, крестьянском дворе, селе, сумеет сказать и о своих крестьянских избах, дворах и селах. Если же посмотреть со стороны обогащения детей новыми представлениями, то картинам, изображающим заграничную жизнь, можно отдать предпочтение» [7, с. 48]. В отличие от К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова и других педагогов того времени М. А. Тростников не считал свой метод собственно «наглядным обучением», не ставил специальной задачи просвещения и воспитания детей при помощи визуальных средств. Наглядность для него – инструмент освоения детьми «механизма» языка. «Главная задача «Атласа», – писал он, – усвоение русского языка с помощью рисунков», упражнение «учащихся в чтении и письме, отчасти в грамматике» [7, с. 48]. Не станем утверждать, что метод, предложенный Тростниковым, был педагогической панацеей, но творческим открытием забытого приема – безусловно. Ученик у Тростникова воспринимает мир через язык, а слово – через образ, осознавая их взаимосвязанность. Он оживляет нарисованный мир своей речью, прочитывая действительность, как прочитывают текст. Взгляд творит речь, помогает стать грамотным, увидеть за печатными знаками звуки, услышать образы. Визуальное обучение чтению как некая «пансофическая» идея познания – то новаторство, которое было предложено М. А. Тростниковым. Комментарии 1. Общие сведения о педагогической деятельности М. А. Тростникова, о созданных им пособиях для обучения русскому языку детей-инородцев в Лифляндской губернии см.: Ромашина Е. Ю. Наглядное обучение чтению в российской школе начала XX века по методу М. А. Тростникова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №3 (30). С. 121-132. 2. Сложно сказать, с каким из изданий был знаком Тростников – в России «Мир чувственных вещей в картинках» («Видимый мир») впервые был издан Н. И. Новиковым в 1768 и 1788 гг. (без иллюстраций). [5] В переработке Ф. И. Янковича де Мириево в 1788 г. это пособие вышло под названием «Зрелище Вселенной» в вариантах – на русском, латыни и немецком; на русском, французском и немецком; и затем переиздавалось в 1793, 1808, 1822 гг. и др. [2, 3, 4] Достаточно вольные переработки «Orbis pictus» издавались и в Европе, в том числе в формате «атласа» – например, пособие, вышедшее в 1835 году в Нюрнберге и «отредактированное» (herausgegeben) А. Мюллером. [20] 3. К сожалению, с этим изданием нам познакомиться не удалось, равно как и обнаружить его следы в каталогах библиотек. Тростников упоминает о нем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=