Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 95 1. накопление и закрепление лексических единиц, навык владения ими в простейшей языковой ситуации (ответы на вопросы: кто? что? где? что делает? какая? и т.п.); 2. составление словосочетаний и предложений ( Сохою и плугом…/ пашут. Граблями…/ сгребают сено. ); 3. классификация изображенных людей и предметов, выработка общих, абстрактных, «надпредметных» понятий (« назови живых существ, находящихся в кухне », перечисли мебель и т.д.); 4. пересказ текста с опорой на изображение («расскажи, что делают дети на этом рисунке», «кого мы видим на городской площади?» и др.); 5. ориентация и движение в пространстве (вставить пропущенные слова: « Я вхожу в погреб, ты выходишь из –, он подходит к – , крот роется под – , я говорю о – ; мы входим в погреба, вы выходите из – . »); 6. отработка орфографических и грамматических навыков (« переписать и подчеркнуть слова мужского рода», «перепиши и обрати внимание на последние буквы прилагательных й-е, я-я, е-я», написание имен собственных с большой буквы и др.) [8, с. 13, 43]; 7. заучивание наизусть стихотворений (после изучения картины и данного к ней текста); 8. перерисовывание специальных схематических рисунков; 9. «переложение» текстов – конструирование рассказа о себе по аналогии: « Я – старшая внучка. Мое имя Анюта. Я играю на пианино по нотам » и т.д. [8, с. 48]; 10. составление устных рассказов и письменных сочинений по картине (не описание, а повествование, сюжетный рассказ о героях, например: « Маркиан ездил в город. Был сильный холодный ветер. Он очень прозяб. Приехав домой, он поскорей распряг лошадь и пошел в избу пить чай, чтобы согреться ». [10, ч. 2, с. 117]); 11. сравнение изображения на картине с тем, что наблюдается в действительности; 12. составление повествования по нескольким картинам (рассказать – устно и письменно – « историю кусочка хлеба по картинам: обработка поля, сбор хлеба, мельница, пекарня, внутренность крестьянской избы » [10, ч. 2, с. 118], составить сочинение о письменных принадлежностях, о посуде и проч.). Тексты «Атласа» подготавливали детей и к выполнению сложных заданий, связанных с монологической речью. Например, автор использовал прием «оживления картин» – в тексте шла речь не о том, что изображено, а о том, как будут развиваться события в следующий момент: «Вдали показалась чёрная туча, сверкнула молния, прогремел гром. Косцы бросили косить траву и начали поспешно убирать сено. Ласточки стали летать над самой землёй. Подул прохладный ветер. Туча всё ближе и ближе; молния всё ярче и ярче; гром всё сильнее и сильнее. Вдруг грянул гром над самыми головами работающих. Брызнул дождь. Люди стали прятаться под копны, под стог, под телегу с сеном. Туча быстро промчалась. Солнышко снова засияло.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=