Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 94 В изданиях по картинам Шрейбера кроме того были помещены небольшие рисунки с заданиями к ним, а в поздних изданиях еще художественные тексты и стихотворения. (см. Рис. 5) Рис.5 Тростников, М. А. Атлас для обучения русскому языку, чтению, письму и грамматике по картинам Шрейбера, 1907, с. 29 Методику работы с «Атласами» М. А. Тростников описал в Послесловиях к ним (начиная с 4-го издания 1910 г.) и в отдельных методических работах [6, 10, 11, 14, 15]. Он пояснял: «Занятия по картинам должны быть ведены следующим образом: учитель знакомит учащихся с частью картины, требует прочесть по «Атласу» соответствующее место и ответить на приведенные после текста вопросы. На следующем уроке учитель заставляет учащихся связно повторить усвоенное на предыдущем уроке. После этого один из учеников читает вопросы и вызывает товарищей, чтобы они отвечали на поставленные вопросы. По прошествии 2-3 дней учитель заставляет учащихся переписать прочитанное, а по прошествии 2-3 недель письменно ответить на вопросы, приведенные в каждом параграфе «Атласа» [7, с. 48]. Некоторые фрагменты текстов в «Атласах» вызывают удивление и становятся понятными, только если вспомнить, что «упражнения в живой речи и чтении» Тростников ставил «в тесную и неразрывную связь» с обучением правописанию [16, с. 27]. Например, набор имен собственных в тексте «Крестьянская изба»: Iоанн, Iулiя, Маркiaн, Лидiя, Олимпiада и т.д. составлен автором с расчетом отработки правописания i перед гласными [10, ч. 2, с.118]. Задания, предложенные Тростниковым ко всем темам и рисункам в «Атласах», можно распределить по следующим типам:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=